Перспективы и пути совершенствования бюджетного федерализма в РФ

Современное право » Бюджетный федерализм в РФ » Перспективы и пути совершенствования бюджетного федерализма в РФ

Страница 6

Таким образом, конституционные основы формирования эффективной модели бюджетного федерализма существуют. Тем не менее, реальная его сущность значительно сложнее и представляет собой взаимодействие экономических и политических интересов властных уровней и структур государства, направленных на формирование, присвоение, распоряжение и использование денежных ресурсов общества посредством системы налогов, платежей, сборов и системы бюджетных ассигнований и расходов (5). Именно в рамках данной системы заключен процесс финансового обращения внутри самого государства, выражающийся в специфических финансовых кругооборотах бюджетных денежных ресурсов между их источниками (юридическими и физическими лицами), органами власти и субъектами присвоения ресурсов. Бюджетный федерализм выступает неким посредником обмена в системе «экономика – государство – экономика», где государство само по себе является целой системой субъектов.

Принято разделять бюджетный федерализм на две сферы: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя сфера выполняет функции централизации, распределения и перераспределения бюджетных средств между уровнями государственной власти. Внешняя же сфера выражает конечную предназначенность бюджетных отношений, осуществляя «обслуживание» государством общества. При этом, чем оно получается дешевле, тем эффективнее система бюджетного федерализма.

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

1. Современный этап реализации экономической функции федеративного государства в части организации межбюджетных отношений показывает, что практика складывается преимущественно по пути использования программно-целевых механизмов.

2. Увеличение количества программ и разнообразие охватываемых ими вопросов свидетельствует о росте государственного влияния в регулировании экономики.

3. Тематическая направленность программ за последний период свидетельствует о повышении внимания государства к вопросам межбюджетных отношений, к проблемам развития экономического федерализма. Следовательно, в российских условиях начинает более зримо и наглядно проявляется особенность экономической функции государства, связанная с ее федеративным государственным устройством.

4. Программы являются инструментом, наиболее гибко реагирующим на проблемы правовой и экономической действительности, позволяют получить более целостную картину по сравнению со статичным законодательством.

5. Существует процедурный разрыв в реализации программ и соотнесении их с законодательством, что порой приводит к тому, что прекрасно сформулированные цели и мероприятия программ не доводятся до конца, а законодательные акты длительное время не приводятся в соответствие с указаниями программ.

Данный разрыв необходимо устранить путем законодательного закрепления правил реализации программ, установлением критериев их эффективности, а также путем введения практики парламентских слушаний по поводу реализации программ.

В настоящее время судьба бюджетного федерализма в России зависит не столько от той или иной его модели, сколько от способности государства как единого целого преодолеть разрушительный экономический кризис, спад производства, осуществить переход в масштабах страны к иной рыночной стратегии финансовой стабилизации. Нельзя допустить ситуации, когда развитие бюджетного федерализма само превратится в фактор усиления экономического и политического кризиса: еще более ослабит федеральный бюджет, вместо борьбы за оздоровление реального сектора экономики активизирует борьбу за дележ федеральных налогов, приведет к кризису общероссийского рынка ценных бумаг из-за конкуренции федеральных и региональных государственных облигаций, заблокирует усилия центра в проведении единой эмиссионной, кредитной и процентной политики и политики сокращения бюджетного дефицита.

Бюджетный федерализм необходимо все более осознанно сближать с общей макроэкономической политикой рыночных реформ. Решение проблем бюджетного федерализма в конечном итоге позволит стабилизировать российскую государственность, повысить управляемость и объективность нашей рыночной экономической системы.

Таким образом, целью данной дипломной работы явилочсь – исследование проблемы и перспективы развиия бюджетного федерализма в Российской Федерации, исходя из этого, можно сделать следующие выводы:

Само понятие федерализма возникло с потребностью устройства государства в такой форме, которая, обеспечивая единство и согласованное функционирование крупного как целостной организации политической власти, допускает существование и развитие в его пределах структурных единиц. Понятие бюджетный федерализм можно определить как отношения между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации на основе сочетания принципов централизма и децентрализма по поводу формирования и реализации бюджетной политики государства, разграничения налогово-бюджетных полномочий, расходов и доходов, их распределения и перераспределения в бюджетной системе при высокой степени самостоятельности бюджетов и ответственности за результаты проводимой региональными и местными властями самостоятельной налогово-бюджетной политики исходя из единства общегосударственных интересов и интересов населения, включая интересы народов многонациональной Федерации, проживающих на территориях субъектов Федерации и входящих в них местных территориальных образований.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Полезно знать:

Участие защитника на стадии предварительного следствия
Российский закон предусматривает участие защитника в уголовном процессе со стадии предварительного расследования – как при проведении дознания, так и при производстве предварительного следствия. При этом на стадии предварительного следствия деятельность защитника должна быть направлена на оказание ...

Теоретико-методологические основы оценки эффективности деятельности органов государственной и муниципальной власти
Объективные потребности в изменении системы государственного управления актуализируют проблемы повышения эффективности деятельности органов государственной и муниципальной власти и разработки технологий оценки деятельности как органов власти в целом, так и профессиональной деятельности государствен ...

Практические шаги владельца тайны
Согласно ст.3 Закона N 98-ФЗ обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, признается лицо, которое не только владеет этой информацией на законном основании, но и ограничило доступ к этой информации и установило в отношении ее режим коммерческой тайны. Таким образом, организация, претенд ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru