Перспективы и пути совершенствования бюджетного федерализма в РФ

Современное право » Бюджетный федерализм в РФ » Перспективы и пути совершенствования бюджетного федерализма в РФ

Страница 7

Российский бюджетный федерализм можно отнести к кооперативной модели с элементами децентрализованной модели бюджетного федерализма. Суть российской модели бюджетного федерализма в том, что она предполагает партнерские отношения между федеральным центром и субъектами Федерации по бюджетным вопросам.

В последние годы, как показывает практика, систематически увеличивался объем финансовой помощи, оказываемой из федерального бюджета. Связано это было с тем, что реальный баланс между доходами и расходами в территориальных бюджетах обеспечивался не за счет роста в них налоговых доходов, адекватных росту расходов, в том числе передаваемых с федерального уровня, а за счет оказания финансовой помощи, выделяемой из федерального бюджета. Однако многолетняя практика оказания финансовой помощи не только не привела к нивелированию чрезмерных различий в бюджетной обеспеченности регионов и муниципальных образований, но еще и усилила их, наводя на мысль об известной ущербности существующего механизма выделения межбюджетных трансфертов.

Федерализм в его современном прогрессивном прочтении не противостоит ни идеям самоопределения народов и развития национальной государственности, ни интересам регионов, их стремлениям к повышению своей самостоятельности. Если федерализм основан на демократических принципах, на устоях правового государства, если он действительно гуманистичен, то тогда наиболее полно проявляются его достоинства: общий крупный рынок, свободное движение капиталов, товаров и услуг свобода передвижения людей; более благоприятные условия для взаимообмена достижениями науки, образования, культуры.

Наличие федеративного административно-территориального устройства само по себе еще не является достаточным признаком бюджетного федерализма. В прежней экономической системе преобладал, по существу, унитарный подход к межбюджетным отношениям, когда основная часть бюджета концентрировалась на уровне центрального правительства, а весь бюджетный процесс находился под постоянным управлением и контролем центра. Бюджетный федерализм предполагает не только большую децентрализацию бюджетной системы, но и большую ответственность, и самостоятельность всех ее звеньев. Это отражено в принципах межбюджетных отношений, закрепленных в Бюджетном кодексе РФ. К ним относятся: – распределение и закрепление расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Российской Федерации; – разграничение (закрепление) на постоянной основе и распределение по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации; – равенство бюджетных прав субъектов Российской Федерации, равенство бюджетных прав муниципальных образований; – выравнивание уровней бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; – равенство всех бюджетов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации.

Анализ вертикальной структуры бюджетной системы страны показывает, что на протяжении последних лет постоянно усиливается тенденция к централизации значительной части бюджетных средств на федеральном уровне.

Доходы федерального бюджета в 2008 г. составят 6 трлн. 673 млрд. руб. (19,1% ВВП), расходы – 6,5 трлн. руб. (18,6% ВВП), в том числе процентные расходы 188,5 млрд. рублей (0,5% ВВП), непроцентные – 6 трлн. 311,8 млрд. руб. (18,1% ВВП). Профицит бюджета в 2008 г. составит 173 млрд. руб. (0,5% ВВП).

Доходы федерального бюджета в 2009 г. составят 7 трлн. 421 млрд. руб. (18,8% ВВП), расходы – 7 трлн. 361 млрд. руб. (18,6% ВВП), в том числе процентные расходы – 213 млрд. руб. (0,5% ВВП), непроцентные – 6 трлн. 964 млрд руб. (17,6% ВВП). Профицит бюджета в 2009 г. составит 0,2% ВВП, сказал А. Кудрин, не назвав абсолютную цифру.

В 2008 году и в среднесрочной перспективе прирост непроцентных расходов федерального бюджета необходимо осуществлять темпами, адекватными темпам роста экономики, реализовано не полностью, что в перспективе может потребовать внесения соответствующих корректив в бюджетную политику и бюджетное законодательство.

В 2009 г. впервые в федеральном бюджете появятся условно утверждаемые расходы, они составят 0,5% ВВП и 2,5% от общего объема расходов 2009 г. Объем этих условных расходов будет равен 184 млрд. руб. «Ни правительство, ни Госдума их не разделит, это табу», – подчеркнул А. Кудрин, отметив, что эти расходы закладываются на возможное увеличение зарплат, социальных обязательств и выполнение иных программ.

Доходы федерального бюджета в 2010 г. составят 8 трлн. 035 млрд. руб. (18,1% ВВП), расходы – 7 трлн. 998 млрд. руб. (18% ВВП), в том числе процентные расходы – 247 млрд. руб. и непроцентные – 7 трлн. 351 млрд. руб. Условно утверждаемые расходы в 2010 г. составят 399 млрд. руб., или 5% к общему объему расходов 2010 г. Профицит составит 36,5 млрд. руб. (0,1% ВВП).

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9

Полезно знать:

Судебная защита гражданских прав
Все граждане и организации в России имеют различные субъективные права. Права граждан и организаций регламентируют поведение и стиль жизни, определяя вид, меру и пределы возможного поведения людей. Для этого права должны осуществляться беспрепятственно или обладать возможностью принудительного испо ...

Историческое изменение подходов к уголовно - правовой охране государственной тайны в России
Во все времена тайные службы оказывали большое влияние на ход истории. Но известно совсем немного случаев, когда их работа заслуживала официальное признание. Военачальники и государственные деятели, как правило, не упоминают в своих мемуарах о помощи, оказанной им тайными агентами. Документы секрет ...

Последствия продажи товаров ненадлежащего качества
В соответствии с Законом РФ "О защите прав потребителей" потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать: • безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребите ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru