Осмотр места происшествия

Страница 1

Получив сообщение о событии, требующем неотложного осмотра места происшествия (обычно такие сообщения в первую очередь адресуются работникам службы «02», дежурной части соответствующего отдела внутренних дел, реже — соответствующему прокурору и уже от них передаются следователю), следователь должен:

обязать орган дознания обеспечить охрану места происшествия и присутствие там до своего прибытия лиц, обнаруживших факт преступления, его следы, а также являющихся очевидцами происшедшего события. Первое требование преследует цель сохранить без каких-либо изменений обстановку происшествия. Второе тактическое требование направлено на то, чтобы обеспечить следователю возможность получения исходной информации, необходимой для целеустремленного осмотра места происшествия;

обеспечить участие в предстоящем осмотре необходимых работников органа дознания и специалистов: судебно-медицинского эксперта, техника (эксперта) — криминалиста, кинолога, технического инспектора и т. и. — в зависимости от полученных сведений, какой конкретно объект и в связи с каким предполагаемым событием ему предстоит осмотреть. Естественно, что по прибытии на место происшествия следователь может прийти к выводу, что участие отдельных привлеченных им специалистов не является необходимостью; либо, напротив, осмотр потребует участия и других специалистов, и внесения соответствующих корректив в ранее определенный им круг участников осмотра. На этой же стадии подготовительного этапа — до выезда на место происшествия — следователь должен (вновь обращаем на это внимание) сам либо через работников органа дознания привлечь понятых, с участием которых он будет производить осмотр. Делать это следует, как правило, именно на этой стадии, учитывая, что далеко не всегда понятых можно будет пригласить по прибытии на место происшествия (например, при производстве осмотра в ночное время, либо в лесу, поле и других безлюдных местах; и хотя, как то предусмотрено в приведенной ранее ст. 170 УПК, в обозначенных ею случаях, осмотр места происшествия может производиться и без участия понятых, их привлечение к осмотру весьма важно). Кроме того, совершенно не исключено, и в следственной практике такие случаи, к сожалению, известны, что в качестве понятого, если они подбираются из лиц, находящихся у места происшествия, предложит свои «услуги» сам преступник. Негативный характер этого очевиден: он не только будет всецело располагать сведениями о результатах осмотра (обнаруженных вещественных доказательствах, следах и пр.), но и в дальнейшем сможет объяснить наличие оставленных им при совершении преступления следов именно своим нахождением на месте происшествия в качестве понятого (и опровергнуть такие объяснения следствию будет весьма трудно);

подготовить материалы и средства, необходимые для производства осмотра места происшествия. Здесь имеются в виду материалы и средства в самом широком диапазоне этих понятий: от авторучки, бумаги, бланков (осмотра места происшествия, допросов, протоколов задержания), средств оргтехники (например, пишущей машинки, диктофона) до фотоаппаратуры, следственного портфеля и спецнабора для работы со следами;

так как необходимость в осмотре места происшествия возникает обычно для следователя неожиданно, «внепланово» (если он не является в это время членом дежурной оперативной группы), то до выезда он должен принять решение о переносе на другое время ранее запланированных им следственных действий по другим находящимся в его производстве уголовным делам и отдать необходимые в этой связи распоряжения (о переносе времени допроса свидетелей, об отмене времени этапирования к нему обвиняемого, содержащегося под стражей, и т. п.). Этого требует от следователя не только необходимость рационального планирования своей дальнейшей работы, но и этика его взаимоотношений с лицами, вызываемыми для допроса в качестве свидетелей, обвиняемых, для производства иных действий (например, с защитником обвиняемого, приглашенного ранее на определенное время для участия в предъявлении обвинения или для ознакомления с материалами дела).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезно знать:

Проблемы современного уголовно-правового института рецидива преступлений
Оценивая в целом положительно законодательные новеллы, касающиеся рецидива преступлений, все же хотелось бы обратить внимание и на имеющиеся недоработки. В первую очередь это связано с терминологией закона. В ст. 18 УК РФ введено новое понятие реального лишения свободы. Казалось бы, пустяк, и всем ...

Понятие и сущность государственного контроля
В государственно-правовом значении контроль следует рассматривать с одной стороны как специфическую правовую форму деятельности государственных органов, а с другой - как организационно-правовой способ обеспечения законности в сфере деятельности исполнительной власти (государственном управлении). В ...

Признаки судебной власти
Судебная власть характеризуется следующими признаками. 1. Судебная власть — вид государственной власти (одна из трех самостоятельных ветвей государственной власти). 2. Судебная власть осуществляется только специальными государственными органами — судами. Они являются ее непосредственными носителями ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru