Базовые ценности конституционного строя

Страница 1

Демократические конституции чужды прямых идеологических максим, они не навязывают людям какого-либо общественного строя с вытекающими отсюда гражданскими обязанностями. Иное дело, что заложенная в Конституции концепция приоритета прав и свобод граждан неразрывно связана с либералистским подходом к организации общественной жизни. Достаточно конституционно закрепить свободу предпринимательства и право частной собственности, чтобы такое общество по старым меркам считалось капиталистическим. Ибо невозможно представить себе эти права сочетающимися с традиционными взглядами на социализм.

С этой точки зрения Конституция РФ, ничем не отличаясь от других демократических конституций, закрепила выбор пути развития страны, опирающийся на экономическую свободу. Но в наше время эта свобода уже нигде не воспринимается "в одиночестве", она дополнена концепцией социального государства, которое призвано сглаживать произвол частных организаторов экономической жизни путем перераспределения их доходов, введения прогрессивного налогообложения, стимулирования благотворительности и проч. И при этом сложные отношения гражданина и государства должны подчиняться требованиям правового государства, то есть приоритетам прав человека и абсолютному господству права. Формула "демократического правового социального государства" составляет сердцевину нашей Конституции, всех ее институтов и статей.

Однако реализация на практике этой формулы оказалась более чем сложной, поскольку каждая из ее составляющих требует своего фундамента: стабильной структуризации политических интересов различных социальных групп, политической культуры госаппарата, развитой экономики, прочного правопорядка и веры населения в справедливость общественных устоев. Именно эти фундаментальные качества жизни западных народов, опирающиеся на ментальный рационализм и длительное развитие, обеспечили им относительно стабильную систему взаимодействия государства и гражданского общества.

Но как можно ожидать быстрого появления всего этого в России, в которой отрыв от прошлого еще полностью не совершился, а в умах по крайней мере двух живущих поколений продолжается "соревнование и борьба двух систем". Социализм выбил из людей способность к самоорганизации, породив, с одной стороны, социальное иждивенчество, с другой - неискоренимое недоверие к бюрократическому государству, которое вечно требовало самопожертвования во имя "общих интересов". Конституция 1993 г. как бы поставила своей целью изменить это положение; она исходит из веры в то, что в условиях свободы полноправный человек сам найдет пути к своему счастью, а государство будет держаться в строгих рамках отведенных ему подсобных функций. Человек может делать все, что не запрещено, но государство - только то, что ему разрешено. В этом смысл гл.1 Конституции - "Основы конституционного строя", которая носит фактически неизменный характер.

Трудно дать определение демократического государства, хотя ясно, что, как минимум, народовластие предполагает выборную представительную систему власти и признание приоритета прав человека. Но ключевыми в этом понятии являются принципы свободных выборов и разделения властей. Становление этих принципов проходило в очень сложных условиях и в некотором смысле еще не завершено. Известно, что избирательные системы тем устойчивее, чем теснее они связаны с системами партийными. Это вовсе не означает, что партии должны создаваться только государством, но, приспосабливаясь к избирательной системе, они добиваются власти и становятся неотъемлемым компонентом формирования органов государственной власти.

Прошедшее десятилетие характеризовалось нарастающим стремлением "войти во власть" людей, далеких от жажды служения народу. Это предопределило исключительную динамику избирательного законодательства, в котором подчас не столько демократии, сколько профилактики злоупотреблений. Пока остается нереализованным конституционное допущение федерального референдума, Конституционный Суд РФ был вынужден воспрепятствовать использованию этой формы народовластия в партийных интересах, если она, соприкасаясь по времени, создает помехи проведению всеобщих выборов. Но, так или иначе, развитие идет в сторону создания избирательной системы, диктующей партиям их поведение на выборах и в то же время учитывающей их незаменимую роль в организации связи между народом и государством.

Приходится сожалеть, что процесс несколько затянулся. В немалой степени это объясняется тем, что о политических партиях в Конституции не сказано ни одного слова. Однако Федеральный закон "О политических партиях" (в ред. 2003 г.[1]) ввел определенные стандарты, раскрывающие конституционное право на объединение (ст.30 Конституции), хотя регламентация, по-видимому, еще будет совершенствоваться. Упоминание в Конституции о "многопартийности" (ст.13), по существу, закрепляет свободу создания политических партий и дает гарантию от сползания к однопартийной системе.

Страницы: 1 2 3

Полезно знать:

Заглавие литературного произведения как объект авторского права
В настоящей работе предпринята попытка определить, существуют ли правовые основания для того, чтобы в определенных условиях считать заглавие произведения литературы самостоятельным объектом права. Сначала определим функцию, которую выполняет заглавие. Что стало, если бы, например, Н.А. Островский р ...

Функции и принципы юридической ответственности
Под функциями юридической ответственности понимаются направления ее воздействия на общественные отношения, на конституционность, законность и правопорядок. В функциях непосредственно раскрываются содержание и назначение юридической ответственности. Целям юридической ответственности корреспондируют ...

Комендант, временный специальный орган управления территорией. Федеральный орган управления территорией
Для осуществления единого управления силами и средствами, обеспечивающими режим чрезвычайного положения, указом Президента РФ назначается комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение. Комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение, имеет право: а) издавать в пред ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru