Права и свободы человека и гражданина – основа политической системы России

Современное право » Конституционно-правовые основы политической и экономической системы России » Права и свободы человека и гражданина – основа политической системы России

Страница 1

Глава Конституции о правах и свободах - почти безупречна, во всяком случае она не вызывает серьезной критики даже со стороны радикально настроенных сторонников конституционного обновления. Здесь нам существенно помогает международное право, с которым у Конституции почти нет разногласий. Реальным конституционализмом нашей системы можно считать запрет дискриминации, свободу вероисповедания, свободу слова и другие гражданские свободы.

Внешне и напрямую Конституция безразлична к политической системе, о которой в ней ничего не говорится. Длительное время государство спокойно взирало на стихийный процесс появления и исчезновения политических партий, полагая, что нельзя вмешиваться в реализацию гражданами свободы объединений. Более того, практически отсутствовали связи и сотрудничество исполнительной власти с партиями. Результатом этого стали конфликты законодательной и исполнительной властей, проявлявшиеся на уровне как Федерации, так и ее субъектов, в представительные органы стали проникать отдельные криминальные элементы, лоббисты "денежного мешка" и просто случайные люди. Политическая система складывалась, не выполняя своей важнейшей функции: содействовать общественной стабильности на базе конституционных ценностей.

В последние годы в этом отношении произошли перемены. Новые институты - такие, как государственное финансирование политических партий, запрет их создания на уровне субъектов РФ и другие, - вряд ли можно считать каким-либо огосударствлением. Но несомненно, что при этом стихийность развития политической системы ослабляется, а ее связь с государством усиливается. Отсюда перспектива укрепления стабильности в обществе и новые возможности структурирования основных интересов всех социальных групп населения с точки зрения их влияния на государственную политику.

Более сложным оказалось воздействие на политическую систему конституционно закрепленной свободы слова. Это фундаментальная основа свободного гражданского общества; от ее реального наполнения зависит развитие печати, существование политической оппозиции, проведение свободных выборов, общественный контроль за деятельностью власти. Свобода слова сдерживает авторитаризм, обеспечивает деятельность партий и общественных организаций, служит гарантией законности - это, коротко говоря, системообразующий инструмент демократического общества. Понимание этого привело к тому, что в первые же годы реформ были приняты весьма демократические законы о печати и информации, появилась обширная система независимых СМИ.

В простом своем содержании эта конституционная свобода обеспечена отсутствием каких-либо репрессий за критику властей, возможностью свободно создавать средства массовой информации и определять их направленность. Но свобода слова - не только личная, но и политическая свобода. Конституционно она ограничена только запретом пропаганды или агитации, возбуждающей социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также - пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (ч.2 ст.29). Но у нее есть незримая связь с результатами ее использования в политических целях, вследствие чего она может стать орудием не только созидания, но и разрушения гражданского мира.

Политические силы, не нарушая конституционных запретов, используют свободу слова и связанную с ней свободу распространения информации для целей политической борьбы. И здесь в определенной сфере проявился внутренний конфликт между свободой печатного слова и ответственностью - как политических деятелей, так и служителей СМИ. Злоупотребление свободой стало наносить урон обществу, способствовать дестабилизации общей обстановки в стране, монетаризации выборов, а в конечном счете - деформации представительной системы. Нетрудно понять, что это вызвало определенный сдвиг в общественном мнении (особенно после выборов в Государственную Думу в 1999 году), осознание того, что любая свобода хороша только тогда, когда совпадает с необходимостью, политической культурой и чувством меры.

Страницы: 1 2

Полезно знать:

Полномочия и пределы прокурорского надзора за исполнением законов при проведении оперативно-розыскных мероприятий
Согласно Приказу Генерального прокурора РФ от 21 декабря 2007 года № 207 «Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» обеспечение надзора возложено на прокуроров субъектов Федерации, приравненных к ним военных и других специализированных прокурор ...

Отличия административных правонарушений от сходных правовых явлений
В последнее время в юридической литературе широкое распространение получили публикации на тему разграничения административных правонарушений и преступлений. Действительно, административная ответственность наступает за проступки, которые с точки зрения общественной опасности близко граничат с престу ...

Убийство и кража как преступления
Убийство – умышленное причинение смерти другому человеку. Указание в определении убийства на причинение смерти другому человеку, подчеркивает, что причинение смерти самому себе (самоубийство) не рассматривается как преступление, и в случае неудачной попытки суицида лицо не несет за это ответственно ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru