Влияние формы правления на политическую систему

Страница 1

Закрепив президентскую республику и принцип федерализма, Конституция тем самым обозначила основные направления взаимоотношений органов государственной власти на всех уровнях. Однако конституционализм проявлял себя по-разному в разные периоды прошедшего десятилетия: в 90-е годы ХХ века и с началом ХIХ века. Соответственно эволюционировала и политическая система.

Стоит кратко напомнить об отправных характеристиках состояния государства и политической системы, сложившегося в 90-е гг. Без преувеличения, можно констатировать происшедшее тогда резкое ослабление эффективности всех государственных структур, прогрессирующий процесс полураспада связей центра и регионов страны, на фоне чего быстро росли преступность и криминализация власти. Президент и Правительство не имели "своей" политической партии, оппозиция часто прибегала к внепарламентским формам политической борьбы.

Основополагающий конституционный принцип разделения властей понимался скорее как "приглашение к борьбе" без своей важнейшей составляющей - взаимодействия и сотрудничества между властями. Конфронтация законодательной и исполнительной властей тормозила законодательный процесс и породила так называемое указное право - явление хотя и не внеконституционное, но и нежелательное для правового государства. Страна ощущала слабеющую власть Президента, вследствие чего не сложилась вертикаль исполнительной власти; широко распространилась коррупция в государственном аппарате всех уровней, к власти стали приходить олигархические и криминальные элементы.

Эти негативные явления отнюдь не были вызваны буквой Конституции страны, хотя нарушали ее дух и основные принципы. Не могло быть и речи о морально-политическом единстве народа даже в отношении основных ценностей избранного пути развития, несмотря на то, что Конституция закрепила веру народа в добро и справедливость. Президент балансировал на грани кризиса; он ни разу не использовал свое конституционное полномочие роспуска Государственной Думы, но часто прибегал к переформированию Правительства, что обостряло его отношения с политической оппозицией.

Разрыхление власти больше всего сказалось на развитии федерализма. Под угрозой оказались принципы верховенства федеральной Конституции и единства системы государственной власти. Конституция Башкортостана, например, устанавливала, что федеральные законы действуют на ее территории только в случае, если они не противоречат республиканским законам. В Тыве действовало конституционное положение о праве выхода из Российской Федерации. Татарстан и вовсе "провозгласил" столько суверенитета, что объявил себя государством не в составе России, а ассоциированным с ней и также субъектом международного права. Субъекты Федерации, исходя из мнимого суверенитета, стали заключать внешнеэкономические договоры под федеральные гарантии. Под влиянием сформировавшихся местных политических элит, часто националистических, начался распад конституционно-правового поля страны. Это был прогрессирующий политический кризис российского федерализма.

Все это ясно обозначило путь к созданию нестабильной политической системы и криминального неуправляемого государства, далекого от того, чтобы называться правовым и демократическим. В этот период только Конституционный Суд, отрешившись от политических амбиций, предпринимал последовательные усилия для соблюдения всеми властями рамок Конституции и против тенденций, подрывающих единое правовое поле страны. Важную роль, в частности, сыграли решения, потребовавшие от субъектов РФ установления формы правления, в основном соответствующей федеральной (то есть принципу разделения властей и требованиям президентской республики). Путем толкования Конституции удавалось снимать остроту разногласий, в какой-то мере способствовать политическому успокоению.

Однако на рубеже ХХI века стало ясно, что сам вектор развития государственности требует изменения. С одной стороны, надо было остановить расползание власти и ее неэффективность. С другой - направить развитие в сторону преодоления правового нигилизма и утверждения какого-то единства государства и политической системы, а точнее - связи государства как центра политической системы с другими ее компонентами. Центральное место в начавшихся реформах сразу же заняли правовые и политические меры по обеспечению верховенства Конституции РФ, восстановлению единого конституционно-правового поля, укреплению конституционной вертикали исполнительной власти, сотрудничеству законодательной и исполнительной властей, повышению роли судебной системы, обеспечению безопасности государства и граждан. Новые подходы к решению социальных проблем и провозглашение борьбы с бедностью в сочетании с антиолигархическими мерами способствовали утверждению политического центризма, существенно изменившего содержание деятельности представительных органов.

Страницы: 1 2 3 4

Полезно знать:

Иностранные предприятия как субъекты хозяйственной деятельности. Создание. Хозяйственная деятельность. Прекращение
Как было сказано выше, иностранные инвесторы вправе осуществлять на территории Республики Беларусь инвестиционную деятельность в любых формах, определенных статьей 5 Инвестиционного Кодекса Республики Беларусь (создание юридического лица, приобретение имущества или имущественных прав, а именно: дол ...

Понятие и обязанности изготовителя
Срок службы, срок годности и гарантийный срок регулируются статьей 5 Закона «О защите прав потребителей». Сроки, регулируемые настоящей статьей, играют важную роль при обеспечении защиты прав потребителей и определении пределов ответственности изготовителей, исполнителей, продавцов. Их понятия, пор ...

Ксерокопирование
Ксерография (от лат. Xeros - сухой и graphos - писать) базируется на электростатической фотографии. Процесс ксерокопирования в аналоговых копировальных аппаратах предполагает следующие этапы: 1. зарядка фоторецептора: на поверхность фоторецептора наносится равномерно распределенный электростатическ ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru