Влияние формы правления на политическую систему

Страница 2

В качестве фактора политической стабилизации отметим, что Государственная Дума, выборы в которую проходят в строго конституционные сроки, стала действовать без какого-либо нарушения прав политической оппозиции, во взаимодействии с Президентом и вообще - всей исполнительной властью. Появилось, однако, стремление расширить свои полномочия в отношении контроля за Правительством, по формированию ответственного Правительства, то есть своеобразная тенденция к парламентаризму. Эта тенденция при сложившихся отношениях законодательной и исполнительной власти политически ничего "страшного" как будто не представляет, но сама по себе она чужда конституционализму, ибо при определенных условиях способна взорвать конституционный баланс власти, присущий президентской республике.

С точки зрения конституционности организации законодательной власти и взаимоотношений федеральных и местных политических элит известную проблему порождает Совет Федерации. Попытка перевести его на профессиональную основу в 2000 году имела, по-видимому, определенный смысл. Но принципиальным остается вопрос о том, в какой мере порядок назначения представителей исполнительной власти субъектов РФ соответствует конституционной природе парламента как представительного органа, состоящего из народных избранников, то есть граждан, избранных на основе всеобщего и равного избирательного права. Конституционный Суд ушел в свое время от рассмотрения этого вопроса, поскольку дисквалификация закона о порядке формирования Совета Федерации неизбежно привела бы к параличу законодательной власти и логической невозможности принять новый закон.

Весьма острой остается проблема формирования органов государственной власти в субъектах РФ. Здесь политтехнология достигла невероятных "успехов", что породило столь же невероятную динамику как федерального, так и регионального избирательного законодательства. Суверенизация политических элит в субъектах РФ, в некотором смысле имеющая антифедералистскую направленность, таит известную опасность для политического единства страны, отстаивания общих интересов народа.

Негативные аспекты политического развития федерализма потребовали и принципиальных изменений в конституционно-правовой системе. Они коснулись трех важнейших областей: дисквалификации суверенитета республик, введения ответственности субъектов РФ за нарушение Конституции РФ и ликвидации нелегитимных договоров о разграничении полномочий центра и регионов. Эти изменения, однако, отразили не только политическую целесообразность, но и общеизвестные теоретические представления о федерализме, Так, Конституционный Суд РФ установил, что субъект РФ не вправе закреплять верховенство своей конституции и законов на собственной территории, ибо таким верховенством пользуется федеральная Конституция, а все правовые акты субъекта должны ей соответствовать. Самопровозглашение суверенитета республиками недопустимо, более того - опасно; в Российской Федерации все ее субъекты получили свой статус из Конституции РФ, а не на основании договора. Договоры о разграничении полномочий между Федерацией и ее субъектами не являются учредительными договорами Федерации. Закрепленный в Конституции РФ принцип государственного единства, то есть признание субъектами федерального государства как единого целого с общеобязательной Конституцией, территорией и верховенством федеральных законов, означает невозможность сецессии. Тем более республики не могут признаваться субъектами международного права.

Большинство республик выполнило решение Конституционного Суда и внесло изменения в свои конституции - исключили положения о суверенитете. Однако в Татарстане и Башкортостане политические элиты добились сохранения этих положений, хотя и в урезанном виде. Этому примеру последовала Чеченская Республика, в которой Конституция была одобрена на референдуме в 2003 году. Возник казус двусмысленного понимания конституционализма, которое может быть разрешено только на основе приоритета Конституции РФ, согласно которой нормы, признанные Конституционным Судом неконституционными, утрачивают силу (ч.6 ст.125).

Страницы: 1 2 3 4

Полезно знать:

Международные стандарты правопреемства
Ряд правовых аспектов, которые возникают в процессе правопреемства государств имеют особое значение как наиболее актуальные для характера отношений с государством-правопреемником и потому требуют установления специальных стандартов посредством международно-правового регулирования. Одним из таких ас ...

Коммерческая тайна
Статья 139 ГК РФ к объектам гражданских прав, содержащих конфиденциальную информацию, отнесла служебную и коммерческую тайну. Общественные отношения по поводу служебной и коммерческой тайны возникают у обладающих ею физических и юридических лиц между собой, с имеющими доступ к ней работниками, с ор ...

Меры обеспечения иска
Согласно закону институт обеспечения иска представляет собой совокупность мер, установленных законом, которые могут применяться судом по своей инициативе или по ходатайству лиц, участвующих в деле, если существует предположение, что исполнение вынесенного по делу решения станет впоследствии затрудн ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru