Влияние формы правления на политическую систему

Страница 3

Вторая принципиальная новелла связана с установлением ответственности субъектов РФ за нарушение федеральной Конституции. Известно, что некоторые органы государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления периодически принимают правовые акты, противоречащие Конституции РФ и федеральному законодательству, в том числе и такие, которые ограничивают права и свободы граждан. Но какую ответственность можно установить за это в федеративном государстве?

Конституционный Суд, поддержав соответствующий федеральный закон, признал за федеральным законодателем право установить такой контрольный механизм, который обеспечивал бы эффективное исполнение органами государственной власти субъектов РФ их конституционной обязанности соблюдать Конституцию РФ и федеральные законы. Было признано правомерным наступление для органов государственной власти субъектов РФ, в случае невыполнения ими указанной конституционной обязанности, негативных правовых последствий, включая применение мер федерального воздействия.

Очень сложным был вопрос, как квалифицировать неподчинение Конституции: является ли это основанием для роспуска органа власти, и кто должен установить факт нарушения Конституции. Конституционный Суд внес в эти вопросы принципиальную ясность, указав, что неподчинение органа государственной власти субъекта РФ решению Федерации представляет собой непризнание верховенства Конституции РФ и фактически означает присвоение органом государственной власти субъекта РФ не принадлежащих ему властных полномочий и суверенных прав Российской Федерации. Такие действия органа государственной власти субъекта РФ, по существу, ведут к утрате им своей легитимности, и потому досрочное прекращение его полномочий согласуется с целями защиты Конституции РФ, что, впрочем, может признать только суд.

Досрочное прекращение полномочий (отрешение от должности) высшего должностного лица (губернатора, президента) субъекта РФ в качестве применяемой в целях защиты Конституции РФ меры федерального воздействия реализуется не одним органом, а на основе взаимосвязанных нормативных и правоприменительных решений высших федеральных органов государственной власти: федерального парламента, определяющего основания применения данной меры; органов судебной власти, правомочных вынести решение о признании нормативного акта, изданного высшим должностным лицом или высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, не соответствующим Конституции РФ и федеральным законам; Президента РФ, издающего указ об отрешении названного лица от должности как завершающий акт процедуры в целом.

Третья важнейшая сфера конституционно-правовых изменений касается договоров о разграничении полномочий между Федерацией и ее субъектами. Конституция не возбраняет заключение таких договоров, но, разумеется, без нарушения установленных ею предметов ведения для Федерации и регионов. Но практика пошла в другую сторону, серьезно деформировав конституционные рамки. Поскольку договоры подписывались от имени Федерации главой государства без ратификации Федеральным Собранием, получалось, что Президент вправе единолично "подправлять" Конституцию. Помимо этих договоров, которыми было охвачено более половины субъектов РФ, заключались еще соглашения между органами исполнительной власти о взаимной передаче полномочий - число их составило около 200, и они тоже зачастую оказывались конституционно "небезгрешными".

Между тем недопустимо, чтобы какие-либо нормативные правовые акты производили фактически перераспределение предметов ведения вне изменения основного учредительного документа или, по крайней мере, без рассмотрения парламентом. Это ведет к появлению псевдоконституционных актов, а по содержанию - к неравенству между субъектами РФ и в конечном счете - между гражданами, живущими в разных регионах. В частности, поскольку гипертрофируются особенности правовых систем субъектов РФ - нарушается конституционный принцип единства экономического пространства, свободного перемещения товаров и услуг.

Страницы: 1 2 3 4

Полезно знать:

Из истории усыновления в России
Соц. сиротство - это томная, ненатуральная ситуация, когда родители по различным причинам не воспитывают собственных малышей. Мало кто знает то, что на Руси призрение малышей - сирот развивалось совместно с внедрением христианства и возлагалось на князей и церковь «Власть родителей над детками, и п ...

Граждане, имеющие право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению
1. Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют: 1) федеральные государственные служащие; 2) военнослужащие; 3) участники Великой Отечественной войны; 4) граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф; 5) нетрудоспособные граждане. 2. Члены семей гра ...

Система функций права
Если рассматривать функции права в единой целостной системе, то их можно теоретически разделить, однако в реальной жизни ни одна из функций права существовать самостоятельно не сможет, так как система функций права отдельно от системы права существовать не может. В соответствии с элементами, присущ ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru