Конституционные принципы экономических отношений

Страница 2

В Конституции, наряду с существующими принципами экономической политики государства (единого экономического пространства; свободы экономической деятельности; многообразия и равенства различных форм собственности; поддержки конкуренции и ограничения монополистической деятельности), необходимо закрепить следующие:

· государственного планирования (прогнозирования);

· принцип обеспечения экономической безопасности.

Мировой опыт свидетельствует о том, что в рыночных отношениях недостаточно лишь элементов саморегулирования, а необходимо сочетание саморегулирующих и регулируемых средств и рычагов. В качестве методов регулирования экономических отношений применяется планирование.

В экономике России существует два противоположных подхода к планированию: от оценки его в качестве главной базы организации социалистической экономики до полного отказа от планирования как метода тоталитарного руководства и управления экономическими процессами, не совместимого с рыночными отношениями.

Конституция РФ 1993 года в отличие от Конституций советского периода отказалась от идеи государственного планирования, но изучение зарубежной практики организации производства показывает, что процесс экономического развития не только совместим с планированием, но и практически невозможен без определения целей, механизмов их осуществления, без расчета, прогноза результатов и т.д. Данная идея при правильном ее применении имеет положительные стороны. Впервые сформулированная в марксизме и начавшая осуществляться в странах тоталитарного социализма, она оказала огромное влияние на страны с рыночной экономикой. Перспективные планы и программы со сроком на 5 лет принимались в Великобритании, Франции, Японии и других странах. Планирование (программирование) в этих странах не носит жесткого характера, основывается на использовании экономических методов (налогообложение, субсидии, льготное кредитование); имеет рекомендательный характер по отношению к частным производителям и частным собственникам и сочетает взаимные интересы общества, государства и отдельных товаропроизводителей. Планирование позволяет видеть перспективу развития общества, тенденции его движения, своевременно вносить коррективы, упорядочивает деятельность. Изменив формы и методы государственного планирования, использовать этот принцип не для директивного руководства, а для ориентации экономического развития страны.

Задача обеспечения экономической безопасности исторически и логически возникает одновременно с формированием государственности, осознанием экономических интересов общества.

Единый законодательный акт, регулирующий вопросы национальной безопасности и экономической в том числе, отсутствует. Понятие «экономическая безопасность» определяется как состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость её экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.

Раскрытие содержания рассматриваемого принципа следует осуществлять по следующим направлениям: объекты экономической безопасности; показатели (критерии и параметры) состояния экономики, отвечающие требованиям экономической безопасности страны; угрозы экономической безопасности; механизмы и меры экономической политики государства, направленные на обеспечения экономической безопасности.

Необходимость закрепления рассматриваемого принципа в качестве самостоятельного в Конституции Российской Федерации и в Конституциях (Уставах) субъектов Федерации объясняется тем, что состояние экономики имеет первостепенное значение для национальной безопасности страны, а экономическая безопасность выступает её материальной основой. Это подтверждается положениями Концепции национальной безопасности Российской Федерации, где отмечается, что реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики, поэтому интересы государства в этой сфере являются ключевыми. Содержание принципа обеспечения экономической безопасности необходимо закрепить в Федеральном законе «Об экономической безопасности».

Страницы: 1 2 3

Полезно знать:

Виды и формы международной ответственность
Виды: Материальная реституция – возмещение ущерба путем возврата похищенного. субституция – возврат незаконно захваченного товара аналогичным товаром, примерно такой же стоимости. репарации – возмещение ущерба деньгами (компенсация), товарами, услугами. чрезвычайная репарация – ограничение Го распо ...

Конституционные основы организации местного самоуправления
Осуществление местного самоуправления в РФ обеспечивается рядом конституционных гарантий, представляющих собой правовые средства обеспечения деятельности местного самоуправления. Они являются важнейшим условием полного и эффективного осуществления местным самоуправлением своих задач и функций. Конс ...

Проблемы в законодательстве
Начальные трудности Для всех этапов начала предпринимательской деятельности характерна общая черта – значительное количество требуемых государственными органами разрешений, согласований, заключений и существенное затягивание сроков рассмотрения соответствующих заявок. При открытии практически любог ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru