Государственно-правовое регулирование экономических отношений правовыми средствами

Современное право » Конституционно-правовые основы политической и экономической системы России » Государственно-правовое регулирование экономических отношений правовыми средствами

Страница 3

Таким образом, регулирование экономических процессов, в том числе при помощи правовых координационных средств, представляется актуальной и, главное, решаемой задачей российского государства на современном этапе.

В заключении сконцентрируем внимание на основных положениях данной работы.

Трудно дать определение демократического государства, хотя ясно, что, как минимум, народовластие предполагает выборную представительную систему власти и признание приоритета прав человека. Но ключевыми в этом понятии являются принципы свободных выборов и разделения властей. Становление этих принципов проходило в очень сложных условиях и в некотором смысле еще не завершено.

Конституция - дитя борьбы, продукт компромисса, в ней всегда что-то кого-то не устраивает. Потому что в нее заложены не узкоэгоистические интересы отдельных политических сил, а общие правила для всех. Осознание этой простой истины, как и необходимости подчинять любые политические интересы конституционализму, - только это может сделать нашу политическую систему стабильной и рациональной.

Демократическое государство одновременно является правовым, ибо трудно представить себе одно в отрыве от другого. Понятие правового государства подверглось серьезному исследованию в науке и даже внедрено в массовое сознание. Но его связь с политическим режимом часто игнорируется, хотя она весьма неоднозначна.

Но главное, конечно, заключается в экономических возможностях государства, а точнее в системе распределения национального дохода, поддерживаемой государством. Разумеется, наша конституционная формула социального государства, весьма скромная по конкретному содержанию, не может стать достаточной гарантией достижения поставленных целей; тем более что социальные права и интересы граждан постоянно сталкиваются с другими, также конституционными, правами и интересами - правом частной собственности и свободой предпринимательства.

Глава Конституции о правах и свободах - почти безупречна, во всяком случае она не вызывает серьезной критики даже со стороны радикально настроенных сторонников конституционного обновления. Здесь нам существенно помогает международное право, с которым у Конституции почти нет разногласий. Реальным конституционализмом нашей системы можно считать запрет дискриминации, свободу вероисповедания, свободу слова и другие гражданские свободы.

Закрепив президентскую республику и принцип федерализма, Конституция тем самым обозначила основные направления взаимоотношений органов государственной власти на всех уровнях.

Внешне и напрямую Конституция безразлична к политической системе, о которой в ней ничего не говорится.

Действующая Конституция Российской Федерации (статьи 8, 34, 74, 75) закрепляет следующие принципы регулирования рыночных отношений, позволяющих сформировать понятие конституционного института основ экономического строя:

· единого экономического пространства;

· свободы экономической деятельности;

· многообразия и равенства различных форм собственности;

· поддержки конкуренции и ограничения монополистической деятельности.

Проблема повышения эффективности государственного управления - одна из главных задач, стоящих перед Российской Федерацией. Активное участие в ее решении должна принять и юридическая наука. Наибольшее внимание здесь следует уделить именно повышению эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, в том числе в сфере государственного регулирования экономических процессов, с помощью координационного инструментария.

[1] См.: СЗ РФ. 2003. N 26. Ст.2574.

Страницы: 1 2 3 

Полезно знать:

Создание советского государства и права
Октябрьская революция 1917 г., ее политико-правовая оценка. Второй всероссийский съезд Советов и его декреты. Высшие органы власти и управления. Система власти на местах. Военно-революционные комитеты. Образование местных Советов. Комбеды. Роль партаппарата во властных структурах. Созыв и разгон Уч ...

Понятие репрографии и виды репрографических устройств
Репрография - совокупность способов получения в натуральную или заданную величину копий со штриховых или тоновых оригиналов без применения печатной формы: фотографические, электрографичесие (фотоэлектричесие), термографичесие и др. Репрографичесие устройства подразделяются на три основные группы: п ...

Историческое изменение подходов к уголовно - правовой охране государственной тайны в России
Во все времена тайные службы оказывали большое влияние на ход истории. Но известно совсем немного случаев, когда их работа заслуживала официальное признание. Военачальники и государственные деятели, как правило, не упоминают в своих мемуарах о помощи, оказанной им тайными агентами. Документы секрет ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru