Развитие международного гуманитарного права и его принципы

Страница 1

Хотя агрессивная война в современный период международным правом запрещена, национальные и социальные причины войн продолжают существовать. Свидетельством тому явились различного рода военные конфликты, имевшие место после принятия в 1945 г. Устава ООН, согласно которому государства обязаны в их международных отношениях воздерживаться от угрозы миру, нарушения мира или актов агрессии. Непосредственной жертвой возникающих конфликтов является человек, право и достоинство которого нередко попираются. Наиболее вопиющие факты подобных нарушений были вскрыты еще на Нюрнбергском процессе. Процесс над главными нацистскими преступниками установил чудовищные факты глумления над человеческой личностью, грубейшие нарушения прав гражданского населения, раненых, больных и военнопленных. К сожалению, эти права неоднократно нарушались в локальных конфликтах и войнах и после второй мировой войны. Все это ставит вопрос о том, возможно ли посредством норм международного права уменьшить бедствия и страдания людей, причиняемые войной. На этот вопрос ответ следует дать положительный. В современный период в международном праве сложилась группа норм, объектом регулирования которых в первую очередь явились отношения между воюющим государством и гражданами другого воюющего государства. Такая специфика объекта правового регулирования позволяет выделить в качестве отрасли международного права группу норм, составляющих международное гуманитарное право. Его объективной основой является вооруженный конфликт между государствами и их взаимные обязательства относительно регулирования положения определенных лиц в этом конфликте. Международное гуманитарное право, примыкая к "праву прав человека", остается самостоятельной отраслью в силу того, что оно регулирует поведение государств в особой ситуации, связанной с военным конфликтом, а следовательно, с регламентацией военных действий таким образом, чтобы смягчить их жестокость и обеспечить гуманитарные стандарты в отношении воюющих, раненых, больных, военнопленных, а также мирного гражданского населения. Таким образом, центральной идеей, коренящейся в международном гуманитарном праве, является идея гуманизма, уважения достоинства человеческой личности. В этом важном аспекте гуманитарное право и "право прав человека" оказываются взаимосвязанными, дополняющими друг друга. Различаясь по объекту правового регулирования, они близки друг другу по общим целями по общему "субъекту" - каковым является человек

Стремление ограничить жестокости войны проявлялось на различных этапах развития человечества. В древнеиндийском эпосе Махабхарата и Законах Ману содержалось запрещение воинам убивать врагов, если они были выведены из строя, т.е. не были в состоянии сражаться. Раненые военнопленные должны были быть отправлены на родину после выздоровления. Во время военных действий запрещалось использовать зажженные стрелы, зазубренное или отравленное оружие. Были также определены правила содержания военнопленных.

В Древней Греции идеи гуманизма воплотила в себе школа стоицизма, основанная философом Зеноном около 310 г. дон.э. Одним из постулатов этого философского учения было положение, согласно которому отношение к другим приравнивалось к отношению к самому себе. Основой подобных взглядов была идея о любви к самому себе.

Последователи стоицизма в Риме провозглашали равенство всех людей и осуждали рабство, выдвинув идеи о том, что "жизнь человека священна" и "страдающий враг - не враг". Подобные взгляды поддерживались далеко не всеми мыслителями древнего мира. Если Алцидамус утверждал, что поскольку Бог сотворил всех людей свободными и по природе своей никто не рождается рабом, то Аристотель рассматривал рабство как естественное состояние. Зарождавшиеся в эпоху рабовладения идеи гуманизма еще мало влияли на практику войны. Так, жестокое обращение с врагами и с мирным населением проявлялось в политике Древнего Карфагена, рабовладельческого Рима и других государств. Могущество великих империй основывалось именно на войнах. В частности, Древний Рим, ведя войны, ставил враждебные ему народы в не каких-либо норм. Некоторый прогресс в развитии гуманитарных идей, касающихся смягчения жестокостей войны, наблюдается в средние века. Носителями таких идей были церковь и рыцарство. Основой нового подхода была проповедь любви к ближнему как отражения божественной любви. Любовь к ближнему должна была распространяться на всех людей, включая и врагов. Однако в практическом аспекте убийства пленных, если они считались еретиками, признавались правомерным действием. В связи с этим на Латеранском соборе 1139 г., запретившем использование арбалетов, было признано, что применение их против нехристианских народов - допустимо. Что касается рыцарских правил ведения войны, то ряд из них, например обычай объявления войны, неприкосновенность направляющихся на переговоры парламентеров, умеренность и милосердие, в определенной мере влиял на международное право. Но эти нормы имели достаточно ограниченный круг применения, они использовались лишь рыцарями по отношению друг к другу. Так, захваченному в плен дворянину как лицу благородного происхождения и христианину предоставлялось право на жизнь, а из плена он мог быть выкуплен. Однако эти правила не распространялись на лиц "неблагородного" происхождения, а во время крестовых походов против народов, исповедующих иную, нежели христианство, религию, допускалось применение любых, самых жестоких средств ведения войны. Впрочем, правила ведения войны грубо нарушались и в войнах между самими христианами. Так, в 1204 г. крестоносцами был разграблен Константинополь, являвшийся центром христианства в Восточной римской империи. Резня мирных жителей продолжалась несколько дней.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезно знать:

Сущность и значение метрологии. Государственная стандартизация в области метрологии
Метрология (от греч. metron – мера, logos – учение) – наука об измерениях, методах и средствах обеспечения единства и требуемой точности измерений. С помощью измерений получают информацию о состоянии производственных, экономических и социальных процессов. Измерения являются основным источником инфо ...

Понятие и основные категории страхового правоотношения
Страхование выступает как совокупность особых замкнутых перераспределительных отношений между его участниками по поводу формирования за счет денежных взносов целевого страхового фонда, предназначенного для возмещения возможного чрезвычайного и иного ущерба предприятиям и организациям или для оказан ...

Понятие дисциплины и дисциплинарной ответственности
За проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины или общественного порядка, военнослужащие несут дисциплинарную ответственность по основаниям и в порядке, установленным Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и ДУ ВС РФ. Под дисциплинарной ответственностью военнослужащих по ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru