Развитие международного гуманитарного права и его принципы

Страница 5

Составной частью положений, касающихся выполнения конвенций, стали положения об обязанности сторон как в мирное, так и в военное время возможно шире распространять тексты конвенций в своих странах, что, в частности, предполагает включение их изучения в учебные программы военного и по возможности гражданского образования, так как с принципами конвенций должно быть ознакомлено все население в целом. Те гражданские, военные, полицейские и другие власти, которые несут ответственность за покровительствуемых лиц, обязаны иметь текст соответствующей конвенции и быть специально ознакомлены с ее содержанием. Новшеством стали также положения однотипной ст.3 всех четырех Женевских конвенций, посвященные обязанностям участников конвенций в отношении определенных категорий лиц в случае такого вооруженного конфликта, который не имеет международного характера и возникает на территории одной из сторон (см. § 3 гл. VIII). Определенные гуманитарные аспекты содержатся в подписанной в Гааге 14 мая 1954 г. Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (см. § 4 гл. VIII).

Принятие Женевских конвенций 1949 г. о защите жертв войны и Гаагской конвенции 1954 г. о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта явилось важным шагом в развитии норм гуманитарного права. Однако реальности международных отношений в значительной мере снижали ценность этих документов. Достижения научно-технического прогресса, новые технологии привели к созданию значительно более разрушительных видов оружия, нежели те, что существовали до второй мировой войны. Увеличилось количество вооруженных конфликтов немеждународного характера. Раненые и больные из гражданских лиц стали нуждаться в защите и медицинской помощи не меньше, чем раненые и больные из действующих вооруженных сил. Обнаружилась потребность более полной защиты гражданских лиц, оказавшихся в результате военных действий в плену. Возникла также потребность распространения статуса военнопленных на партизан в случае взятия последних в плен. Усугубилась проблема обеспечения защиты прав гражданского населения, не участвующего в вооруженном конфликте. По данному вопросу Генеральная Ассамблея ООН приняла несколько резолюций, в которых права человека и его защита во время военных действий стали непосредственно взаимосвязанными. Все это побудило государства принять в 1977 г. два международно-правовых документа: Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол 1) и Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся конфликтов немеждународного характера (Протокол II).

" В Протоколе 1 снова был подтвержден принцип, согласно которому запрещается использовать оружие таким образом, когда наносится чрезмерный, непоправимый ущерб или причиняются ненужные страдания. Однако, подтверждая существующие принципы, Протокол в регулировании защиты жертв войны пошел дальше. В нем закреплено положение, вводящее защиту населения от тотальной войны:". гражданское население как таковое, а также отдельные гражданские лица не должны быть объектом нападений". Данная норма проводит четкое различие между военными объектами, с одной стороны, и гражданами и мирными объектами - с другой. Гражданские объекты не должны быть объектами нападения или репрессалий. Протокол 1 в ст.52 впервые дает определение военного объекта. Нападения должны строго ограничиваться именно военными объектами. Среди других нововведений следует выделить положение о том, что каждая сторона, находящаяся в конфликте, разыскивает лиц, о которых противная сторона сообщает как о пропавших без вести. Протокол 1 регулирует и такие важные вопросы защиты населения, как защита объектов, необходимых для выживания гражданского населения (запасов продуктов питания, посевов, скота, сооружений для снабжения питьевой водой и т.п.), защита природной среды, защита установок и сооружений, содержащих опасные силы. Что касается Протокола П, то его значение состоит в том, что это первый специальный международно-правовой документ, посвященный конфликтам немеждународного характера, т.е. конфликтам, происходящим на территории какой-либо договаривающейся стороны между ее вооруженными силами и антиправительственными вооруженными силами или другими вооруженными организованными группами. Протокол 2 существенно расширил регулирование круга вопросов международного гуманитарного права применительно к внутренним конфликтам по сравнению с Женевскими конвенциями 1949 г. Такого рода конфликты поставлены в строгие международно-правовые рамки. Принцип гуманного обращения со всеми лицами, не принимающими непосредственного участия или прекратившими принимать участие в военных действиях, детализирован применительно к раненым, больным, лицам, потерпевшим кораблекрушение, к гражданскому населению; к лицам, свобода которых ограничена посредством интернирования или задержания. Протокол П закрепляет широкий круг гарантий, предоставляемых данным категориям лиц. Принятие Женевских конвенций 1949 г. о защите жертв войны и Дополнительных протоколов к ним имело место в условиях коренного изменения международно-правовых принципов взаимоотношений между государствами. На смену "права" государств на войну пришла закрепленная в Уставе ООН их обязанность воздерживаться от угрозы силой, применения силы или актов агрессии. В связи с этим характерными чертами международного права стали, в частности, ответственность государств за развязывание и ведение агрессивной войны и ответственность физических лиц за международные преступления. Сложился международно-правовой принцип защиты прав и основных свобод человека. Возникла целая система норм, касающихся запрещения или ограничения применения отдельных видов оружия, причиняющих наибольшие страдания как воюющим, так и мирному гражданскому населению. Государства с учетом непрерывного совершенствования отдельных видов оружия продолжили усилия по ограничению и запрещению его применения. Так, в 1980 г. была принята Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие (подписана СССР в 1981 г., ратифицирована 2 июня 1982 г., вступила для СССР в силу 2 декабря 1983 г.).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Полезно знать:

Слияние
Слияние - это форма реорганизации, когда из двух и более юридических лиц возникает одно новое юридическое лицо, к которому переходят все права и обязанности прежних юридических лиц, прекращающих свое существование. Слияние может быть только добровольным. То есть оно всегда происходит по воле самого ...

Суд как орган судебной власти
Судебная власть осуществляется специально учреждаемым государственным органом — судом (ст. 1 ФКЗ «О судебной системе РФ»). Понятие «суд», помимо отмеченного, имеет и иные значения — это и здание, в котором размещается указанный орган, и само судебное разбирательство, и судьи единолично, и коллегиал ...

Институт коммерческой тайны
Институт служебной и коммерческой тайны — сравнительно новый в отечественном законодательстве. В условиях советской власти он отсутствовал. Ограниченный доступ устанавливался лишь для информации, составляющей государственную и военную тайну. Тогда, напротив, широко внедрялось так называемое социали ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru