Развитие международного гуманитарного права и его принципы

Страница 5

Составной частью положений, касающихся выполнения конвенций, стали положения об обязанности сторон как в мирное, так и в военное время возможно шире распространять тексты конвенций в своих странах, что, в частности, предполагает включение их изучения в учебные программы военного и по возможности гражданского образования, так как с принципами конвенций должно быть ознакомлено все население в целом. Те гражданские, военные, полицейские и другие власти, которые несут ответственность за покровительствуемых лиц, обязаны иметь текст соответствующей конвенции и быть специально ознакомлены с ее содержанием. Новшеством стали также положения однотипной ст.3 всех четырех Женевских конвенций, посвященные обязанностям участников конвенций в отношении определенных категорий лиц в случае такого вооруженного конфликта, который не имеет международного характера и возникает на территории одной из сторон (см. § 3 гл. VIII). Определенные гуманитарные аспекты содержатся в подписанной в Гааге 14 мая 1954 г. Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (см. § 4 гл. VIII).

Принятие Женевских конвенций 1949 г. о защите жертв войны и Гаагской конвенции 1954 г. о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта явилось важным шагом в развитии норм гуманитарного права. Однако реальности международных отношений в значительной мере снижали ценность этих документов. Достижения научно-технического прогресса, новые технологии привели к созданию значительно более разрушительных видов оружия, нежели те, что существовали до второй мировой войны. Увеличилось количество вооруженных конфликтов немеждународного характера. Раненые и больные из гражданских лиц стали нуждаться в защите и медицинской помощи не меньше, чем раненые и больные из действующих вооруженных сил. Обнаружилась потребность более полной защиты гражданских лиц, оказавшихся в результате военных действий в плену. Возникла также потребность распространения статуса военнопленных на партизан в случае взятия последних в плен. Усугубилась проблема обеспечения защиты прав гражданского населения, не участвующего в вооруженном конфликте. По данному вопросу Генеральная Ассамблея ООН приняла несколько резолюций, в которых права человека и его защита во время военных действий стали непосредственно взаимосвязанными. Все это побудило государства принять в 1977 г. два международно-правовых документа: Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол 1) и Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся конфликтов немеждународного характера (Протокол II).

" В Протоколе 1 снова был подтвержден принцип, согласно которому запрещается использовать оружие таким образом, когда наносится чрезмерный, непоправимый ущерб или причиняются ненужные страдания. Однако, подтверждая существующие принципы, Протокол в регулировании защиты жертв войны пошел дальше. В нем закреплено положение, вводящее защиту населения от тотальной войны:". гражданское население как таковое, а также отдельные гражданские лица не должны быть объектом нападений". Данная норма проводит четкое различие между военными объектами, с одной стороны, и гражданами и мирными объектами - с другой. Гражданские объекты не должны быть объектами нападения или репрессалий. Протокол 1 в ст.52 впервые дает определение военного объекта. Нападения должны строго ограничиваться именно военными объектами. Среди других нововведений следует выделить положение о том, что каждая сторона, находящаяся в конфликте, разыскивает лиц, о которых противная сторона сообщает как о пропавших без вести. Протокол 1 регулирует и такие важные вопросы защиты населения, как защита объектов, необходимых для выживания гражданского населения (запасов продуктов питания, посевов, скота, сооружений для снабжения питьевой водой и т.п.), защита природной среды, защита установок и сооружений, содержащих опасные силы. Что касается Протокола П, то его значение состоит в том, что это первый специальный международно-правовой документ, посвященный конфликтам немеждународного характера, т.е. конфликтам, происходящим на территории какой-либо договаривающейся стороны между ее вооруженными силами и антиправительственными вооруженными силами или другими вооруженными организованными группами. Протокол 2 существенно расширил регулирование круга вопросов международного гуманитарного права применительно к внутренним конфликтам по сравнению с Женевскими конвенциями 1949 г. Такого рода конфликты поставлены в строгие международно-правовые рамки. Принцип гуманного обращения со всеми лицами, не принимающими непосредственного участия или прекратившими принимать участие в военных действиях, детализирован применительно к раненым, больным, лицам, потерпевшим кораблекрушение, к гражданскому населению; к лицам, свобода которых ограничена посредством интернирования или задержания. Протокол П закрепляет широкий круг гарантий, предоставляемых данным категориям лиц. Принятие Женевских конвенций 1949 г. о защите жертв войны и Дополнительных протоколов к ним имело место в условиях коренного изменения международно-правовых принципов взаимоотношений между государствами. На смену "права" государств на войну пришла закрепленная в Уставе ООН их обязанность воздерживаться от угрозы силой, применения силы или актов агрессии. В связи с этим характерными чертами международного права стали, в частности, ответственность государств за развязывание и ведение агрессивной войны и ответственность физических лиц за международные преступления. Сложился международно-правовой принцип защиты прав и основных свобод человека. Возникла целая система норм, касающихся запрещения или ограничения применения отдельных видов оружия, причиняющих наибольшие страдания как воюющим, так и мирному гражданскому населению. Государства с учетом непрерывного совершенствования отдельных видов оружия продолжили усилия по ограничению и запрещению его применения. Так, в 1980 г. была принята Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие (подписана СССР в 1981 г., ратифицирована 2 июня 1982 г., вступила для СССР в силу 2 декабря 1983 г.).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Полезно знать:

Характеристика закона «Об авторском праве и смежных правах»
«Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» занимал центральное место в системе законодательства Российской Федерации об авторском праве и послужил началом правового регулирования рыночных отношений, возникающих по поводу использования произведений науки, литературы и искусств ...

Право и обязанность судебного доказывания
Право доказывания сторон есть возможность представления доказательств, участие в их исследовании, предварительной оценки, гарантированная совокупностью процессуальных норм и реализуемая самими заинтересованными лицами лично или с помощью суда в соответствии со своими процессуальными интересами и вы ...

Основания, порядок и последствия прекращения договора
Большинство авторских договоров прекращается в результате истечения срока их действия. Обычно за этот период стороны исполняют свои обязанности по договору, что в соответствии со ст. 408 ГК РФ является самостоятельным основанием прекращения существовавшие обязательства. Под прекращением авторского ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru