Особенности права вооруженных конфликтов немеждународного характера

Страница 1

Война есть война, обреченно говорит человек, воочию увидев ее результаты - смерть и отчаяние, безысходность и ненависть, руины городов и сел, разрушенную экономику и т.п. Тот, кто изучает международное гуманитарное право, должен признать, что существуют два набора норм, относящихся к явлению, именуемому войной: право международных вооруженных конфликтов, подробно кодифицированное, с четко обозначенными положениями и средствами международного контроля, и право конфликтов немеждународного характера, состоящее из небольшого числа правил, сформулированных в общем виде, и не имеющее установленной законом системы международного контроля.

В этом разделе мы рассмотрим главным образом немеждународные вооруженные конфликты, которые обычно именуют гражданскими войнами. В завершение обзора права, относящегося к немеждународным конфликтам, мы коснемся двух ситуаций, имеющих сходный характер, а именно - интернационализированных гражданских войн, а также не подпадающих под юрисдикцию международного гуманитарного права внутренних беспорядков и напряженности. А в самом конце мы совершим экскурс в область права, применяемого в периоды национально-освободительных войн.

Вооруженным конфликтом немеждународного характера называется вооруженное противостояние, имеющее место в пределах территории государства, между правительством, с одной стороны, и вооруженными повстанческими группами - с другой. Лица, входящие в состав таких групп _ назовем ли мы их повстанцами, мятежниками, революционерами, сепаратистами, борцами за свободу, террористами или каким-либо другим именем, - сражаются с целью захвата власти, или за достижение большей автономии в пределах государства, или за отделение и создание собственного государства. Причины возникновения подобных конфликтов разнообразны, однако часто нарушение мира в стране является следствием несоблюдения прав меньшинств или других прав человека со стороны диктаторских режимов. Другим случаем может быть полный распад правительственной власти в стране, в результате которого, различные группировки начинают между собой борьбу за власть. В этом контексте обычно говорят о силовой конфронтации внутри государства, которая тем не менее может быть отражением международных конфликтов и напряженности.

Международное внимание к событиям, происходящим в пределах государства, очень быстро сталкивается с сильным противодействием, вытекающим из убеждения правительства, что внутренние проблемы должны решаться без вмешательства извне. Вопрос стоит о значении суверенитета государства в международном сообществе. Основной атрибут суверенитета заключается вправе соответствующего правительства по своему усмотрению решать внутренние проблемы. Поэтому утверждение, что международное гуманитарное право следует распространить на ситуации противостояния внутри страны, представляется на первый взгляд весьма смелым. Здесь нужны очень веские доводы. Что побудило государства согласиться на такое посягательство на их полномочия? Как обосновать создание международных правил для гражданских войн?

Во-первых, государства безусловно осознали, что необузданное насилие и смертоносное оружие причиняют во время гражданских войн такие же страдания и разрушения, как и во время войн между государствами. Страшный пример гражданской войны, в Испании вызвал появление в международном гуманитарном праве первого положения, специально предназначенного для вооруженных конфликтов немеждународного характера общей для Женевских конвенций 1949 года статьи 3.

Во-вторых, после второй мировой войны колоссальное развитие получила идея прав человека. Международное право в области защиты прав человека вполне сознательно и обдуманно "вмешивается" во внутренние дела государств. При всех различиях между гуманитарным правом, применяемым во время немеждународных вооруженных конфликтов, и правом прав человека не следует забывать, что и то и другое право имеют общую цель обеспечить уважение человеческого достоинства при всех обстоятельствах. Поэтому с исторической точки зрения вполне логично, что всего лишь через год после провозглашения в 1948 году Организацией Объединенных Наций Всеобщей декларации прав человека были приняты нормы гуманитарного права, относящиеся к конфликтам, происходящим внутри государств. Предоставляемая ими защита было расширена через 30 лет в Протоколе II в значительной степени благодаря Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 года.

За государством, конечно, остается право применять силу для восстановления на своей территории закона и порядка. В международном праве нет ограничений суверенитета государства по отношению к внутренним конфликтам, аналогичных содержащемуся в Уставе ООН запрещению прибегать к силе для решения международных споров. Оно лишь ограничивает методы, которыми можно восстанавливать закон и порядок. Это значит, что право государства выбирать средства и методы теперь не является не ограниченным. Вот на этом фоне и возникли следующие нормы международного гуманитарного права.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезно знать:

Историческое изменение подходов к уголовно - правовой охране государственной тайны в России
Во все времена тайные службы оказывали большое влияние на ход истории. Но известно совсем немного случаев, когда их работа заслуживала официальное признание. Военачальники и государственные деятели, как правило, не упоминают в своих мемуарах о помощи, оказанной им тайными агентами. Документы секрет ...

Примеры осуществления коллективной безопасности
Система коллективной безопасности обеспечивает индивидуальные интересы через призму общего субъективного интереса всего мирового сообщества. В основе всеобщей коллективной безопасности лежит Устав ООН. Статья 51 Устава ООН закрепляет право государств на индивидуальную или коллективную самооборону в ...

Сострахование. Перестрахование. Суброгация
Один объект может быть застрахован по одному договору страхования совместно несколькими страховщиками. Такая множественность лиц на стороне страховщика называется сострахованием. В развитом виде это приводит к созданию пулов, страховых союзов, клубов. Цель их создания – оказание методической и орга ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru