Особенности права вооруженных конфликтов немеждународного характера

Страница 4

Согласно традиционному международному праву, разногласия между народами, осуществляющими свое право на самоопределение путем борьбы за независимость, и соответствующей колониальной державой считались внутренним делом колониальной державы. В случае, если борьба переходила в вооруженные столкновения, с уровнем насилия, характерным для войны, начинала действовать общая статья 3 Женевских конвенций. Однако с начала 1960-х годов под воздействием требований стран "третьего мира" и в соответствии с резолюциями 00Н заявления народов о своих правах на самоопределение стали все чаще рассматриваться государствами как международные события. Логическим завершением этого процесса для международного гуманитарного права было принятие Дополнительного протокола 1 от 8 июня 1977 года, где в пункте 4 статьи 1 сказано, что "вооруженные конфликты" в которых народы ведут борьбу против колониального господства и иностранной оккупации и против расистских режимов в осуществление своего права на самоопределение", подпадают под действие права, относящегося к международным вооруженным конфликтам. Как только освободительное движение сделает соответствующее заявление, начинают действовать все положения четырех Женевских конвенций и Дополнительного протокола 1, при условии, конечно, что соответствующее государство является стороной, подписавшей протокол.

Основные правила перечислены в статье 3 Женевских конвенций. Они являются частью общего, признанного во всем мире международного права. Не внеся каких-либо существенных нововведений, Протокол II развил эти правила. Но его положения обязательны только для государств, подписавших Протокол II. Можно предположить, что в дальнейшем и другие государства во все большей степени станут использовать протокол в качестве руководства для оценки своих гуманитарных обязанностей во время гражданских войн. Более детальные положения Протокола позволяют, таким образом, разъяснить общие нормы статьи 3.

Перечень обязанностей в статье 3 начинается с общего предписания воюющим сторонам при всех обстоятельствах и без какой-либо дискриминации гуманно обращаться со всеми лицами, которые не принимают или перестали принимать участие в военных действиях. К лицам, о которых идет речь, относятся, в частности, раненые и больные, пленные и все лица, которые сложили оружие. В соответствии с этим общим обязательством, которое тесно связано с идеей уважения человеческого достоинства, статья 3 запрещает:

посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение и пытки и истязания, взятие заложников;

посягательство на человеческое достоинство, в частности оскорбительное и унижающее обращение;

осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом, при наличии судебных гарантий, признанных необходимыми цивилизованными нациями. Протокол II развивает эти положения дальше, заимствуя идеи Международного пакта о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 года, являющего основным документом ООН, кодифицирующим права человека. Статья 4 Протокола II устанавливает основные гарантии, направленные на обеспечение гуманного обращения. Статья 6 подробно формулирует требования относительно надлежащим образом организованного судебного разбирательства. А статья 5 представляет собой настоящий кодекс правил обращения с людьми, содержащимися в заключении, и здесь особенно наглядно проявляется влияние права прав человека.

Говоря об обращении с заключенными, следует обратить внимание на существенную разницу между правовым режимом, применяемым во время гражданских войн, и правом международных вооруженных конфликтов. Ни статья 3, ни Протокол II не устанавливают особого статуса для комбатантов или военнопленных, а ограничиваются лишь гарантиями гуманного обращения с любым человеком, сложившим оружие или прекратившим принимать участие в военных действиях по любой другой причине. С попавшими в плен повстанцами безусловно следует обращаться должным образом при любых обстоятельствах, но они не являются военнопленными, и ничто в международном праве не препятствует властям привлекать захваченных в плен мятежников к ответственности по национальному уголовному законодательству.

Гуманитарное право устанавливает ряд правил относительно уголовных наказаний. Оно запрещает выносить смертный приговор беременным женщинам, матерям, имеющих малолетних детей, и молодым людям, не достигшим восемнадцатилетнего возраста в момент совершения правонарушения. В рамках этих судебных гарантий государство, преследующее в судебном порядке повстанцев, вправе обращаться с ними по всей строгости закона. Это отличие от правового режима, применяемого во время международных конфликтов, с его привилегированным статусом комбатантов и военнопленных, объясняется отказом государств рассматривать мятежников или повстанцев иначе как "обычных" нарушителей закона.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезно знать:

Отказ в возбуждении производства по делу
Заинтересованное лицо вправе в установленном порядке обращаться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса. В силу ст. 6 ГПК отказ от права на обращение в суд недействителен. Судья обязан принять заявление и возбудить гражданское дело. Отказ в возбуждении ...

Конституционная ответственность как разновидность юридической ответственности
Конституционная ответственность является одним из видов юридической ответственности. Новый вид ответственности возникает на основе формирования нового комплексного критерия деления ответственности на виды, на основе такого накопления его количественных изменений, когда возникает новое специфическое ...

Элементы договора дарения
К элементам договора дарения относится его предмет, субъекты (стороны) и форма. Действующий Гражданский кодекс расширил предмет договора дарения по сравнению со своим предшественником, включив в него вещи, имущественные права (требования) в отношении дарителя или третьих лиц, а также освобождение о ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru