Особенности права вооруженных конфликтов немеждународного характера

Страница 5

По инициативе МККК после второй мировой войны все большее распространение получает практика, принимающая во внимание как особое: положение повстанцев, так и точку зрения правительства. В соответствии с этим захваченные члены повстанческих группировок имеют право на такое же обращение, как и военнопленные, при условии, что они выполняют правила, применяемые во время боя, то есть, в частности, носят оружие открыто и уважают принципы гуманитарного права. Решение их судьбы следует отложить до окончания войны, когда улягутся страсти. Если мятежников в случае их пленения ждет лагерь, а не камеры строгого режима или виселицы, то это будет способствовать достижению национального согласия.

И наконец, в статье 3 содержится характерное гуманитарное требование подбирать раненых и больных и оказывать им помощь. Эта сформулированная в общем виде обязанность также получила свое развитие в Протоколе II. Например, всегда пользуется защитой медицинский и духовный персонал. Выполнять медицинские обязанности следует в соответствии с профессиональной этикой. Такая деятельность, по меньшей мере частично, пользуется защитой от уголовного преследования. Еще одно новое правило требует уважения эмблем красного креста и красного полумесяца.

Правила, к рассмотрению которых мы переходим, относятся к ведению боевых действий во время гражданских войн. это правила, налагающие ограничения на право участвующих в конфликте сторон выбирать методы и средства ведения военных действий. В общей для четырех Женевских конвенций статье 3 поэтому поводу ничего не сказано. Дипломатическая конференция 1949 года сделала первую робкую попытку вторгнутся в эту новую и сложную область, лишь сославшись на традиционную сферу действия Женевского права. В отличие от этого в Протоколе II сделан небольшой, но решительный шаг в направлении сдерживания военных действий через посредство международного договорного права. Это, конечно, не явилось чем-то совершенствованными, так как некоторые основные принципы были заложены еще обычным правом.

Особо следует отметить статью 18, в которой говорится оправе таких гуманитарных организаций, как национальные общества Красного Креста и Красного Полумесяца, предлагать свою помощь, а также содержится призыв проводить операции по оказанию помощи гражданскому населению в случае, если оно испытывает чрезмерные лишения из-за нехватки продовольствия и медикаментов. Последнее приобретает особое значение в свете запрета на использование голода в качестве оружия против гражданского населения2О3. Согласно гуманитарному праву операции по оказанию помощи гражданскому населению могут - если того требуют масштабы дефицита продовольствия - проводиться под международным контролем.

Протокол II запрещает без всяких исключений нападение на "установки сооружения, содержащие опасные силы", как, например, плотины, дамбы и атомные электростанции. Он также обеспечивает защиту объектов культуры и мест отравления культа. И наконец; в нем содержится запрещение принудительного перемещения гражданских лиц.

Самым существенным отличием права вооруженных конфликтов немеждународного характера от права международных вооруженных конфликтов является то, что на международном уровне, по существу, полностью отсутствуют организации и процедуры для обеспечения выполнения этого права сторонами, участвующими в конфликте. Это является верным показателем того, что гражданские войны рассматриваются как внутренние события, угрожающие национальному единству. По-видимому, в этих ситуациях суверенитет государств затрудняет принимать такие меры, как, например, международное наблюдение, которые рассматриваются как вмешательство во внутренние дела и посягательство на полноту власти правительства во времена кризисов.

Второй абзац статьи 3 Женевских конвенций содержит одно простое положение: "Беспристрастная гуманитарная организация, такая, как Международный Комитет Красного Креста, может предложить свои услуги сторонам, находящимся в конфликте". В Протоколе II ничего к этому не добавлено и ничего не изменено. это положение просто подтверждает право МККК по своей инициативе предлагать гуманитарную помощь во внутреннем конфликте. Другие гуманитарные организации могут поступать так же (хотя едва ли это встречалось на практике).

Повсеместно это понимается так, что правительства и повстанцы должны по меньшей мере рассмотреть предложение услуг со стороны МККК, а уж принимать их или нет - это их дело. Практика показывает, что в большинстве случаев такие предложения принимаются, поскольку очевидно, что гуманитарная помощь жертвам войны - в интересах участвующих в конфликте сторон. Деятельность МККК не затрагивает правового статуса повстанцев, а присутствие делегатов М ККК не приводит к интернационализации конфликта.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезно знать:

Документы, предъявляемые при приеме на работу
Основанием для возникновения трудовых отношений и для приема на работу является заключение между работодателем и работником трудового договора. При приеме на работу, еще до подписания трудового договора, работодатель обязан ознакомить работника под роспись с правилами внутреннего трудового распоряд ...

Понятие и признаки дисциплинарной ответственности лиц, проходящих военную службу
Одним из видов юридической ответствен­ности военнослужащих является дисциплинарная ответственность. Под дисциплинарной ответственностью понимается наложение дисциплинарных взысканий на основе правовых норм субъектами дисциплинарной власти на подчиненных им членов устойчивых коллективов за дисциплин ...

Субъект и субъективная сторона преступлений против военной службы
Как уже было установлено, вопрос о субъекте воинского преступления легально решен в статье 331 УК РФ. В части 1 этой статьи определено, что преступления против порядка несения военной службы совершаются военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту в Вооруженных Силах РФ, ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru