Гуманитарные нормы, касающиеся положения личности в вооруженных конфликтах

Страница 2

Протоколы I-IV к Конвенции 1981 г., усилив запрет на ведение военных действий против гражданского населения, позволили в определенной мере увязать правила ведения военных действий с условиями современной войны.

Согласно Женевской конвенции от 12 августа 1949 г. о защите гражданского населения во время войны (Четвертая конвенция, ратифицирована СССР 17 апреля 1954 г.), а также Дополнительному протоколу от 8 июня 1977 г. к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающемуся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол 1), основной нормой в данном вопросе является положение о том, что находящиеся в конфликте стороны должны всегда проводить различие между гражданским населением и комбатантами, а также между гражданскими объектами и военными объектами. Цель такого различия - обеспечение уважения и защиты гражданского населения и гражданских объектов. Воюющие государства обязаны направлять свои действия только против объектов военного характера. Четвертая конвенция в первую очередь берет под свою защиту лиц, которые оказываются во власти стороны, находящейся в конфликте, или оккупирующей державы, гражданами которой они не являются. Не пользуются покровительством данной Конвенции лица ряда категорий, в частности лица, являющиеся гражданами государства, не связанного ею; лица, состоящие под защитой Первой конвенции, Второй конвенции и Третьей конвенции. Более широкую сферу применения имеют положения Раздела II Четвертой конвенции, посвященного защите населения от некоторых последствий войны. Они касаются всего населения находящихся в конфликте государств, т.е. всех категорий лиц, относящихся к государству. Так, участники указанной Конвенции, вступившие в конфликт, могут создавать на своей собственной территории, а в случае необходимости и на оккупированных территориях санитарные и безопасные зоны и местности с целью ограждения от действий войны раненых и больных, инвалидов, престарелых, детей до 15-летнего возраста, беременных женщин и матерей с детьми до 7-летнего возраста. Чтобы обеспечить взаимное признание созданных зон и местностей, заинтересованные стороны могут заключить соответствующее соглашение. Кроме того, находящиеся в конфликте стороны могут достичь соглашения о создании в районах, где идут военные действия, нейтрализованных зон для защиты больных и раненых комбатантов и не комбатантов, а также гражданских лиц, которые не участвуют в военных действиях и не выполняют никакой работы военного характера. Конвенция побуждает находящиеся в конфликте стороны заключать местные соглашения об эвакуации из осажденного или окруженного района раненых и больных, инвалидов, престарелых, детей и рожениц и о пропуске в этот район санитарного персонала, служителей культа. Во всяком случае ни при каких обстоятельствах не могут быть объектом нападения организованные для оказания помощи раненым, больным, инвалидам и роженицам гражданские больницы. Конвенция рекомендует располагать такие больницы, снабженные специальными удостоверениями, как можно дальше от военных объектов. Кстати, стороны должны стремиться не размещать такие объекты в густонаселенных районах или вблизи от них. Таким образом, гражданское население и отдельные гражданские лица пользуются общей защитой от опасностей, связанных с военными действиями. Протокол 1 к Женевским конвенциям 1954 г. устанавливает, что при всех обстоятельствах гражданское население и гражданские лица не могут являться объектом нападений. Акты целенаправленного насилия, связанные с терроризацией населения, недопустимы. Запрещаются и нападения неизбирательного характера, в частности нападения, которые не направлены на конкретные военные объекты; нападения, связанные. с методами и средствами ведения военных действий, которые на конкретные военные объекты не могут быть направлены, или нападения с применением методов и средств с неограниченными последствиями, что приводит к поражению военных объектов и гражданских лиц или гражданских объектов без различия. Недопустимы также нападения на гражданских лиц в порядке репрессалий. Не может использоваться присутствие гражданского населения и для прикрытия военных действий и защиты военных объектов. Не может использоваться в качестве метода ведения войны голод среди гражданского населения. Международно-правовые нормы защищают объекты, необходимые для выживания гражданского населения. Так, запрещается подвергать нападению или уничтожать, вывозить или приводить в негодность запасы продуктов питания, посевы, скот, сооружения для снабжения питьевой водой, ее запасы, необходимые для поддержания жизнедеятельности ирригационные сооружения. Плотины, дамбы, атомные электростанции, т.е. установки и сооружения, содержащие опасные силы, не могут быть объектом нападения даже в тех случаях, когда такие сооружения являются военными объектами, если нападение способно привести к высвобождению опасных сил и к последующим тяжелым потерям среди гражданского населения. Недопустимо причинение обширного, долговременного и серьезного ущерба природной среде, когда это угрожает здоровью или выживанию населения. Под особой международно-правовой защитой, способствующей безопасности населения, находятся не обороняемые местности и демилитаризованные зоны. Не обороняемой местностью может быть любой населенный пункт, который находится в зоне соприкосновения вооруженных сил или вблизи нее и открыт для оккупации противником. Воюющее государство в целях придания такой местности статуса не обороняемой должно выполнить определенные Протоколом 1 условия в частности, эвакуировать всех комбатантов, а также мобильные боевые средства и мобильное военное снаряжение; не использовать во враждебных целях стационарные военные установки или сооружения; не допускать по отношению к противнику враждебных действий со стороны властей и населения; не предпринимать действий в поддержку военных операций. Воюющее государство должно сделать противной стороне. заявление о введении режима не обороняемой местности. Эта сторона должна подтвердить получение такого обращения. Международное право запрещает сторонам, находящимся в конфликте, подвергать не обороняемые местности нападению. Данным сторонам запрещается распространять свои военные операции на районы, созданные ими в качестве демилитаризованных зон на основе соглашения, если последнее содержит такой запрет. Демилитаризованная зона должна в основном отвечать тем же условиям, которым отвечает не обороняемая местность. Власти оккупирующей державы не могут подвергать аресту, преследовать или предавать суду покровительствуемых лиц за действия или высказывания, допущенные ими до оккупации (или в период временного ее прекращения), за исключением случаев нарушений законов и обычаев войны. Приговоры, выносимые компетентными судебными органами оккупирующего государства, должны основываться на рассмотрении дела в установленном процессуальном Порядке. Что касается осужденных, то они имеют право использовать все способы обжалования, предусмотренные законодательством, которое применяет суд.

Страницы: 1 2 3 4

Полезно знать:

Проблема прав человека во Франции
Постепенно в течение XVIII в. в верхах французского общества зрело понимание того, что Старый порядок с его неразвитостью рыночных отношений, хаосом в системе управления, коррумпированной системой продажи государственных должностей, отсутствием четкого законодательства, "византийской" сис ...

Советское государство и право в период утверждения тоталитарной политической системы
Курс на тотальное огосударствление всех сторон экономической жизни. Свертывание НЭПА. Формирование абсолютной власти Сталина, ее признаки. Сращивание партийного аппарата с государственным. Главные рычаги власти и опора диктатора: номенклатурный управленческий аппарат; служба безопасности; армия; ср ...

Общие положения о доказательствах в уголовном процессе
В качестве первичного и важнейшего условия правосудия выступает необходимость точного установления судом фактических обстоятельств, имевших место, до возбуждения дела в суде. Как правило, между моментом рассмотрения и разрешения судебного дела и моментом субъектами правоотношений юридически значимы ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru