Защита жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера

Страница 1

Гуманитарным принципам по этому вопросу посвящены однотипная СТ.3, содержащаяся во всех четырех Женевских конвенциях 1949 г. о защите жертв войны, а также положения Дополнительного протокола к ним (Протокол П) от 8 июня 1977 г. Они опираются на международные документы о правах человека, касающиеся прав и основных свобод человеческой личности. Действующие международно-правовые нормы определяют, что вооруженный конфликт немеждународного характера - это конфликт, происходящий на территории одной из договаривающихся сторон, между ее вооруженными силами и вооруженными силами или другими организованными вооруженными группами антиправительственного характера, если указанные антиправительственные силы и группы находятся под ответственным командованием и осуществляют такой контроль над частью территории государства, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия и применять Протокол П. Однако данный Протокол не может применяться к случаям нарушения внутреннего порядка и возникновения обстановки внутренней напряженности. В частности, к ним относятся беспорядки, отдельные и спорадические акты насилия, другие аналогичные акты, которые по своему характеру не могут относиться к вооруженным конфликтам. Протокол 2 не может также рассматриваться в качестве акта, затрагивающего суверенитет Государства или обязанность государственной власти всеми законными средствами поддерживать или восстанавливать правопорядок в государстве или защищать его национальное единство.

В случае же возникновения на территории государства вооруженного конфликта немеждународного характера, т.е. по падающего под действие Женевских конвенций 1949 г. и Протокола 2 к ним, каждая из находящихся в конфликте сторон обязана исходить из того, что лица, которые непосредственно не принимают участия в военных действиях, включая и лиц из состава вооруженных сил, сложивших оружие, и тех, кто перестал принимать участие в военных действиях вследствие болезни, ранения, задержания и т.п., должны при всех обстоятельствах пользоваться гуманным обращением без всякой дискриминации. В связи с этим в отношении указанных лиц не должно допускаться посягательство на их жизнь и физическую неприкосновенность: убийства, нанесение увечий, жестокое обращение, пытки и истязания и Т.П. Запрещаются коллективные наказания и взятие заложников, акты терроризма, грабеж, отдание приказа не оставлять никого в живых. Раненые и больные подбираются и им оказывается помощь. Недопустимы рабство и работорговля во всех их формах. Запрещается надругательство над человеческим достоинством, например оскорбительное и унижающее обращение, принуждение к проституции. Не должно быть осуждения и применения наказания без приговора законным образом учрежденного суда. При этом должны обеспечиваться судебные гарантии, применяемые цивилизованными нациями, в первую очередь независимость суда и его беспристрастность. При всех обстоятельствах лица, о которых идет речь, независимо оттого, ограничена их свобода или нет, имеют право на уважение своей личности, своей чести, своих убеждений и своих религиозных обрядов. Никто не может быть принужден к даче показаний против самого себя или к признанию себя виновным. Особое внимание должно уделяться детям. Им обеспечивается необходимая забота и помощь, в частности, в случае необходимости и по возможности с согласия их родителей или лиц, несущих ответственность за попечение над ними, должны приниматься меры для временной эвакуации детей из районов военных действий в более безопасные места. Должны приниматься меры для содействия воссоединению временно разъединенных семей. Не подлежат вербовке в вооруженные силы дети, не достигшие 15-летнего возраста. Им не должно разрешаться участие в военных действиях.

Защита жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера включает в себя не только принципы гуманного обращения со всеми лицами, не принимающими непосредственного участия в военных действиях, но и нормы, конкретизирующие положение лиц, свобода которых ограничена, раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение; гражданского населения; лиц, выполнявших медицинские функции. Так, в отношении лиц, свобода которых была ограничена - интернированных или задержанных, действует правило, согласно которому места содержания таких лиц не должны находиться вблизи зоны боевых действий. Они пользуются правом на медицинское обследование. Им разрешается отправлять свои религиозные обряды. В такой же мере, как и местное гражданское население, они снабжаются продовольствиием и питьевой водой, а в случае привлечения к работе обеспечиваются соответствующими условиями труда и защитой.

В отношении раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, во всех случаях, когда это позволяют обстоятельства, и в особенности после боя, принимаются меры по их розыску, эвакуации, недопущению ограбления и дурного обращения. Им должен быть обеспечен необходимый уход. Применительно к положению гражданского населения действует правило, что население не должно являться объектом нападения. Недопустимы акты насилия, направленные на терроризацию гражданского населения. Запрещается в качестве метода военных действий использование голода среди гражданского населения. Недопустимо принудительное перемещение гражданских лиц: они не могут принуждаться покидать свою собственную территорию из-за разгоревшегося конфликта. Распоряжения о таком перемещении могут иметь место только в связи с явной необходимостью обеспечения безопасности гражданских лиц. Предусматривается также защита установок и сооружений, содержащих опасные силы: плотин, дамб, атомных электростанций. Они не должны становиться объектом нападания и в тех случаях, когда являются объектами военного характера, если это способно вызвать высвобождение опасных сил и привести к тяжелым потерям среди гражданского населения. Равным образом запрещается нападение, уничтожение, или приведение в негодность объектов, необходимых для выживания гражданского населения: запасов продуктов питания, посевов, скота, сооружений для снабжения питьевой водой и т.п.

Страницы: 1 2

Полезно знать:

Территориальная и организационная основа местного самоуправления
Федеральный закон 2003 года №131-ФЗ предусматривает кардинальное изменение принципов территориальной организации местного самоуправления. Все муниципальные образования (за исключением городов федерального значения) разделяются в правовом отношении на 3 типа: поселение (городское или сельское), муни ...

Понятие трасологии и ее значение для расследования преступлений
К следам как к объектам трасологического исследования относят не все материальные следы, а лишь те из них, в которых отобразились особенности внешнего морфологического строения оставившего их объекта (то есть материальные следы в узком их понимании). Основу трасологии составляет ряд принципиальных ...

Общие положения закона
В преамбуле закона даются определения основным используемым в нем понятиям. Потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществл ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru