Менеджеризм как новая парадигма эффективного управления

Страница 3

2) в демократическом государстве бюрократией должно управлять право, а не конкуренция. Доводы сторонников менеджеризма подрывают конституционно закрепленную систему демократии. Менеджеры низшего уровня становятся обладателями слишком большой власти, самостоятельно решают, что представляет собой закон, и возможности его реализации. Власть передается от народа к выборным должностным лицам, и от них к управленцам под тщательным контролем руководителей;

3) и главное, что такие направления, как сопоставление доходов и расходов, ориентация на клиента, производство товаров и услуг вообще не являются главными направлениями деятельности государства. Государство имеет изначально существенные отличия от предприятия. Действия государства должны быть правовыми, демократически легитимными и политически ответственными.

В тоже время «контрактное» государство не означает его ослабление, а свидетельствует об изменениях, которые претерпевает регулятивная деятельность государства, о новых формах контроля за бюрократией и стратегическими звеньями государственного и муниципального управления. Если частные фирмы строят лучше и быстрее жилье для населения или обеспечивают телефонную связь, то правительство, предоставляя им лицензии, имеет больше власти над такими фирмами, чем над организациями, выполнявшими те же функции и принадлежащими самому государству. Именно в первом случае у государства больше возможностей отстаивать интересы населения.

На наш взгляд, при рассмотрении менеджерского подхода в государственном и муниципальном управлении необходимо учитывать ограничения, вытекающие из сохраняющихся достаточно серьезных отличий менеджмента в государственных/муниципальных и коммерческих организациях и критериях оценки их деятельности. Так, в государственных и муниципальных структурах в качестве такого критерия, наряду с эффективностью и результативностью, выступает социальная справедливость, имеющая ценностную природу, выходящую за рамки менеджмента. Кроме того, есть одно фундаментальное отличие, связанное с огромным влиянием политики на государственное и муниципальное управление, без учета которого менеджмент превращается лишь в достаточно узкий набор управленческих технологий, применение которых может иметь достаточно ограниченные последствия. Известными сторонниками менеджеризма Д. Осборном и П. Пластриком признается большая разница между бизнесом и государственным управлением, поскольку государственная организация живет в политической среде, тогда как частный бизнес живет в рыночной экономике. Кроме того, частные организации существуют внутри более крупных систем, или рынков, которые в основном функциональны. Поэтому большинство частных, работающих ради прибыли организаций, имеют четкие цели и задачи. Они знают, как измерять окончательные результаты своей деятельности, работают в условиях конкуренции и испытывают весьма реальные последствия своих успехов или неудач, несут ответственность перед своими потребителями. Поэтому исследования по коммерческому менеджменту сосредоточены, прежде всего, на том, как изменить саму организацию, а не ту систему, внутри которой она существует. Последней задачей занимается не менеджмент, а экономическая теория.

Практика последнего десятилетия показала бесперспективность механического заимствования и перенесения на российскую почву многих социальных институтов и практик, хорошо зарекомендовавших себя в других странах. Попадая в непривычный для себя социокультурный контекст, эти институты и практики демонстрируют весьма низкую эффективность, а нередко дают результаты, обратные ожидаемым. Этот вывод в полной мере относится и к попыткам построить в России гражданское общество по «лекалам» развитых стран. Новые вызовы общественного развития, вызванные усложнением контекста политической, социальной и экономической трансформации, создают повышенный спрос на функции и услуги, связанные с потребностью в поддержке как со стороны гражданского общества, так и центров публичной политики. В этом, видимо, кроется глубинный настрой государства поддерживать формат взаимодействия с гражданскими структурами. Таким образом, вопрос о том, в каком направлении будет развиваться дальше этот формат – «корпоративно-бюрократическом» или «гражданско-модернизационном» – остается открытым. Это, видимо, один из тех вопросов, по поводу которого России тоже предстоит сделать определенный выбор.

Страницы: 1 2 3 

Полезно знать:

Третейский суд как один из способов альтернативного разрешения экономических споров
Экономические споры могут рассматриваться не только арбитражными судами и судами общей юрисдикции, но и третейскими судами которые создаются и действуют согласно ФЗ от 24.07.2002 №102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации». В отличие от судов общей юрисдикции и арбитражных судов третейские ...

Правовая регламентация ответственности за нарушение авторских прав
Могут возникнуть ситуации, когда по сложившемуся мнению у произведения нет конкретных авторов, и оно считается народным. Там не менее за этим произведением стоят вполне конкретные авторы. В случае если им удастся доказать свое авторство в судебном порядке, то с момента вступления решения в законную ...

Опыт развития форм собственности в рыночной экономике на примере Соединенных Штатов Америки
Рыночная, а со временем социальная рыночная экономика Соединенных Штатов, имеет свои особенности. Они патриархальные, ни феодальные, ни кастой, ни любые другие узы не сдерживало развитие рыночных отношений на американском континенте. Наиболее ловкие и отчаянные европейские переселенцы привнесли сюд ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru