Прекращение действия акта управления

Современное право » Административно-правовые нормы » Прекращение действия акта управления

Страница 1

Этот вопрос целесообразно рассмотреть отдельно. Дело в том, что речь идет об уже действующих актах, на смену которым приходят новые. С целью обеспечения стабильности принятых решений их отмена, изменение часто связаны с рядом формальностей, которые призваны помешать поспешной необоснованной замене уже действующих актов. Многие ученые отмену, приостановление дефектных актов считают особой юридической санкцией.

Изменить, прекратить действие можно как акта в целом, так и отдельных его частей (статей, пунктов). Для внесения изменений требуется принятие нового решения и, как правило, тем же органом, должностным лицом, который принял акт в старой редакции.

Прекращение действия акта может быть фактическим и юридическим. Если истек срок действия, исчезла необходимость в правовом опосредовании, действие акта прекращается фактически, то есть без издания нового решения.

Юридическое прекращение действия акта может быть прямым и косвенным. В первом случае акт прямо отменяется либо признается судом незаконным. Во втором — принимается новый, с началом действия которого старый теряет юридическую силу. Косвенная отмена — свидетельство неотработанной юридической техники.

АГА по общему правилу может отменить тот, кто его принял, и вышестоящий орган (должностное лиио). Кроме того, акты вправе признать незаконными суды.

В соответствии с принципом разделения властей суды вправе прекратить действие акта только по мотивам законности. Президенту РФ предоставлена возможность отменять правительственные акты тоже только тогда, когда они незаконны.

И вообще, с целью усиления самостоятельности и ответственности исполнительных органов государственной власти общей компетенции установлено правило, что их акты могут отменяться только по мотивам законности. Что же касается органов специальной компетенции, то их решения вышестоящие органы вправе отменять, руководствуясь как соображениями законности, так и соображениями целесообразности.

Правительство РФ вправе отменять акты подведомственных органов исполнительной власти, а глава администрации субъекта РФ вправе отменять приказы органов и структурных подразделений администрации. На практике и за вышестоящими органами специальной компетенции признается право отменять приказы подчиненных им органов.

Одно из важных отличий административной деятельности от правосудия состоит в том, что суд не вправе пересмотреть свое решение (приговор), а субъект исполнительной власти вправе свой акт и изменить, и отменить. И сделать это можно как по мотивам законности, так и по мотивам целесообразности.

Но здесь возникает один очень деликатный вопрос: вправе ли исполнительный орган государственной власти отменить свое решение об усыновлении, присвоении звания, предоставлении жилой площади, лицензии, льгот, назначении на должность и иные правонаделительные акты? В ряде стран не допускается отмена решения, если это нарушает такие права сторон, которые они приобрели добросовестно и которые уже осуществляются. Хотя подобных общих норм в России нет, есть специальные нормы, есть обычаи, общие принципы права, в соответствии с которыми индивидуальный акт, предоставивший права субъекту, если эти права приобретены добросовестно и уже осуществляются, может быть отменен, если суд признает его незаконным.

Орган исполнительной власти вправе отменить свой индивидуальный акт (например, о выдаче лицензии), если будет установлено, что он принят на основании недостоверных сведений, предоставленных лицом. Во избежание ошибок в таких делах следовало бы установить правило, что подача в суд жалобы на подобный акт автоматически приостанавливает его исполнение, а значит, предоставленное право сохраняется.

Исходя из работы можно сделать следующие выводы. Осью публичного права выступает административное право, система которого, объекты и методы регулирования претерпевают ныне серьезные изменения. Традиционный \"запретительно-наказательный\" элемент отрасли явно теряет свое значение и возрастает роль ее четырех главных функций. Это - государственное управление и регулирование; легализация; контроль и надзор. Масштабы первой из них меняются, вторая - увеличивается, третья - появляется и расширяется, четвертая - сохраняется. Баланс этих функций пока не вполне сложился, чему препятствуют устаревшие взгляды на систему и содержание административно – правовых норм.

Вышеизложенное позволяет определить административно-правовую норму в качестве устанавливаемого государством правила поведения, целью которого является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в сфере функционирования механизма исполнительной власти или (в широком смысле) государственного управления. В административно-правовых нормах непосредственно выражается регулятивная роль административного права.

Административно-правовые нормы, устанавливаемые субъектами исполнительной власти, вторичны, по сравнению с аналогичными нормами конституционного или законодательного характера, т.е. производны от них; последние по своему юридическому значению первичны.

Страницы: 1 2

Полезно знать:

Погашение кредита
Погашение задолженности по кредиту может осуществляться заемщиком в следующих формах: единовременного перечисления всей суммы задолженности в установленный договором срок; постепенного перечисления согласованных с банком сумм в пределах срока кредитования в соответствии с календарным графиком плате ...

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение
Налоговое правонарушение - противоправное, виновное действие или бездействие, которым не исполняются или ненадлежащим образом исполняются обязанности, нарушаются права и законные интересы участников налоговых отношений, и за которые установлена юридическая ответственность. Можно выделить следующие ...

Порядок и основания привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности
Согласно Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (с изменениями и дополнениями) военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, в зависимости от характера и тяжести совершенного им правонарушения привлекается к дисциплинарной, административной, ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru