Принципы осуществления административных процедур

Современное право » Принципы осуществления административных процедур

Страница 2

Учитывая достаточно большое значение правовых принципов, можно отметить, что качество Закона Республики Беларусь «Об основах административных процедур» и эффективность его правового регулирования во многом зависит от того, как в нем сформулированы и раскрыты принципы осуществления административных процедур. Выражаясь более конкретно: какие принципы, такой и закон.

Закрепление принципиальных положений в тексте закона влечет обязанность их соблюдения абсолютно всеми субъектами административно-процедурных отношений. В то же время в научной литературе отмечается, что «эффективность, действенность регулятивного влияния принципов зависит от профессионализма лиц, которые их реализуют» [10, с. 17]. Соответственно указанное обстоятельство может повлечь переход положений, относящихся к принципам осуществления административных процедур, в категорию «мертвых» положений закона. Для предотвращения подобной ситуации недостаточно прямой взаимосвязи между принципами и конкретными нормами нормативного правового акта, требуются также квалифицированные и профессиональные кадры.

Все вышеизложенное позволяет сформулировать следующие признаки принципов осуществления административных процедур:

1) представляют собой административно-процедурные нормы общего характера;

2) выражают необходимую меру справедливого и должного при осуществлении административной процедуры;

3) закреплены в нормативном правовом акте в виде специально посвященной им статьи (статьи 4 Закона Республики Беларусь «Об основах административных процедур»).

Развитие института административных процедур в рамках построения демократического правового государства приобретает особую значимость и требует закрепления за осуществлением административных процедур общих принципов последнего, к которым относятся законность, гласность, демократизм, приоритет прав и свобод граждан, равенство перед законом и др.

Некоторые из этих принципов нашли закрепление в статье 4 Закона Республики Беларусь «Об основах административных процедур». Большой заслугой разработчиков данного Закона является выявление и раскрытие сущности каждого закрепленного ими принципа.

Всеобъемлющим принципом является принцип законности. Законность – сложное и многоплановое явление, которое, в конечном счете, сводится к необходимости точной, своевременной и полной реализации всех правовых предписаний всеми носителями юридической обязанности. Как отмечено в Законе Республики Беларусь «Об основах административных процедур», «законность – осуществление уполномоченным органом административных процедур в пределах его компетенции и в строгом соответствии с требованиями» [11]. Действительно, и мы согласны с тем, что, соблюдая принцип законности при осуществлении той или иной административной процедуры, уполномоченный государственный орган должен, во-первых, руководствоваться действующим законодательством и, во-вторых, осуществлять свои функции только в рамках предоставленных им полномочий.

Положительное влияние на деятельность государственных органов, связанную с осуществлением административных процедур, оказала бы система норм об ответственности должностных лиц за нарушение указанного принципа (при установлении факта нарушения и признания произведенной процедуры недействительной).

Закон Республики Беларусь «Об основах административных процедур» устанавливает также такие принципы, как равенство заинтересованных лиц перед законом, заключающееся в том, что при осуществлении административных процедур граждане равны перед законом независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к политическим партиям и иным общественным объединениям, а юридические лица – независимо от огранизационно-правовой формы, формы собственности, подчиненности и места нахождения; и приоритет интересов заинтересованных лиц, определяющий, что в случае неясности или нечеткости предписаний правового акта административные решения уполномоченными органами должны приниматься исходя из максимального учета интересов обратившихся лиц. С филологической позиции употребление в Законе Республики Беларусь «Об основах административных процедур» словосочетания «приоритет интересов заинтересованных лиц» не совсем корректно. Более удачным представляется использование словосочетания «приоритет интересов обратившихся лиц» или «приоритет прав и свобод заинтересованных лиц».

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезно знать:

Причинная связь между деянием и последствиями
Причинная связь – один из признаков объективной стороны преступлений с материальным составом. Привлечение к ответственности лица за наступление общественно-опасных последствий (при наличии вины) возможно в том случае, если такие последствия находятся в причинно-следственной связи с совершенными общ ...

Возраст, с которого наступает уголовная ответственность
Выделение специального раздела «Уголовная ответственность несовершеннолетних», а в нем - главы 14 «Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» в Российском государстве, было впервые осуществлено в УК РФ 1996 года. Также, впервые в материальном праве, законодательно определ ...

Общая характеристика Конституции Франции и порядок её изменения
Конституция 1958 г. была подготовлена и принята в условиях острого внутриполитического и внешнеполитического кризиса, заменив Конституцию 1946 г. Проект новой Конституции разрабатывался правительством под руководством Президента Ш. де Голля, который стремился к сильной государственной власти. Делег ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru