Принципы осуществления административных процедур

Современное право » Принципы осуществления административных процедур

Страница 2

Учитывая достаточно большое значение правовых принципов, можно отметить, что качество Закона Республики Беларусь «Об основах административных процедур» и эффективность его правового регулирования во многом зависит от того, как в нем сформулированы и раскрыты принципы осуществления административных процедур. Выражаясь более конкретно: какие принципы, такой и закон.

Закрепление принципиальных положений в тексте закона влечет обязанность их соблюдения абсолютно всеми субъектами административно-процедурных отношений. В то же время в научной литературе отмечается, что «эффективность, действенность регулятивного влияния принципов зависит от профессионализма лиц, которые их реализуют» [10, с. 17]. Соответственно указанное обстоятельство может повлечь переход положений, относящихся к принципам осуществления административных процедур, в категорию «мертвых» положений закона. Для предотвращения подобной ситуации недостаточно прямой взаимосвязи между принципами и конкретными нормами нормативного правового акта, требуются также квалифицированные и профессиональные кадры.

Все вышеизложенное позволяет сформулировать следующие признаки принципов осуществления административных процедур:

1) представляют собой административно-процедурные нормы общего характера;

2) выражают необходимую меру справедливого и должного при осуществлении административной процедуры;

3) закреплены в нормативном правовом акте в виде специально посвященной им статьи (статьи 4 Закона Республики Беларусь «Об основах административных процедур»).

Развитие института административных процедур в рамках построения демократического правового государства приобретает особую значимость и требует закрепления за осуществлением административных процедур общих принципов последнего, к которым относятся законность, гласность, демократизм, приоритет прав и свобод граждан, равенство перед законом и др.

Некоторые из этих принципов нашли закрепление в статье 4 Закона Республики Беларусь «Об основах административных процедур». Большой заслугой разработчиков данного Закона является выявление и раскрытие сущности каждого закрепленного ими принципа.

Всеобъемлющим принципом является принцип законности. Законность – сложное и многоплановое явление, которое, в конечном счете, сводится к необходимости точной, своевременной и полной реализации всех правовых предписаний всеми носителями юридической обязанности. Как отмечено в Законе Республики Беларусь «Об основах административных процедур», «законность – осуществление уполномоченным органом административных процедур в пределах его компетенции и в строгом соответствии с требованиями» [11]. Действительно, и мы согласны с тем, что, соблюдая принцип законности при осуществлении той или иной административной процедуры, уполномоченный государственный орган должен, во-первых, руководствоваться действующим законодательством и, во-вторых, осуществлять свои функции только в рамках предоставленных им полномочий.

Положительное влияние на деятельность государственных органов, связанную с осуществлением административных процедур, оказала бы система норм об ответственности должностных лиц за нарушение указанного принципа (при установлении факта нарушения и признания произведенной процедуры недействительной).

Закон Республики Беларусь «Об основах административных процедур» устанавливает также такие принципы, как равенство заинтересованных лиц перед законом, заключающееся в том, что при осуществлении административных процедур граждане равны перед законом независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к политическим партиям и иным общественным объединениям, а юридические лица – независимо от огранизационно-правовой формы, формы собственности, подчиненности и места нахождения; и приоритет интересов заинтересованных лиц, определяющий, что в случае неясности или нечеткости предписаний правового акта административные решения уполномоченными органами должны приниматься исходя из максимального учета интересов обратившихся лиц. С филологической позиции употребление в Законе Республики Беларусь «Об основах административных процедур» словосочетания «приоритет интересов заинтересованных лиц» не совсем корректно. Более удачным представляется использование словосочетания «приоритет интересов обратившихся лиц» или «приоритет прав и свобод заинтересованных лиц».

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезно знать:

Представительство и защита профсоюзами субъективных трудовых прав
Право на представительство и защиту реализуется наделением данных общественных объединений и их органов возможностью представлять и защищать права и интересы членов профсоюза по вопросам индивидуальных и коллективных споров; вносить предложения по совершенствованию действующих и готовящихся к внедр ...

Процессуальный порядок рассмотрения апелляционной жалобы
Статья 323 ГПК содержит уже известный российскому законодательству перечень оснований для оставления жалобы, представления, поданных на не вступившее в силу судебное решение, без движения. Это такие основания, как подача жалобы, не оплаченной государственной пошлиной, и несоответствие жалобы, предс ...

Развитие международного гуманитарного права и его принципы
Хотя агрессивная война в современный период международным правом запрещена, национальные и социальные причины войн продолжают существовать. Свидетельством тому явились различного рода военные конфликты, имевшие место после принятия в 1945 г. Устава ООН, согласно которому государства обязаны в их ме ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru