Принципы осуществления административных процедур

Современное право » Принципы осуществления административных процедур

Страница 3

Указанные общие принципы, закрепленные в указанном Законе, черпают свою основу из базовых принципов правового государства. Этот перечень общих принципов не должен рассматриваться как исчерпывающий в связи с тем, что в ряде случаев законодатель может не видеть необходимости в закреплении в нормативном правовом акте принципов, которые и без того являются очевидными. По-видимому, к таковым принципам при подготовке и принятии Закона Республики Беларусь «Об основах административных процедур» законодатель отнес общие принципы гуманизма, демократизма, верховенства закона и т.п.

Среди отраслевых принципов Закон называет лишь принцип открытости (гласности) административной процедуры, который предоставляет возможность заинтересованному лицу знакомиться с материалами, связанными с рассмотрением своего заявления, и принимать участие в рассмотрении такого заявления лично или через своих представителей. Право на информацию должно быть предоставлено каждому заинтересованному лицу, кроме случаев установления ограничения доступа к такой информации в соответствии с законодательством. Данное положение необходимо отразить в Законе «Об основах административных процедур» с целью сохранения государственной, коммерческой, служебной тайны, обеспечения тайны усыновления, а также защиты неприкосновенности частной жизни и в иных случаях, предусмотренных законодательством.

К системе отраслевых принципов осуществления административных процедур можно было бы отнести такие принципы, как обеспечение защиты прав и свобод; уважение чести и достоинства личности, деловой репутации; языка, на котором осуществляется административная процедура.

Выделение в рамках административного процесса самостоятельного института административных процедур позволило выявить так называемые институциональные принципы, к которым согласно Закону Республики Беларусь «Об основах административных процедур» относятся:

– оперативность и доступность административной процедуры, т.е. осуществление административной процедуры в кратчайшие сроки с представлением заинтересованным лицом в уполномоченный орган минимального количества документов и (или) сведений для осуществления административной процедуры;

– заявительный принцип одного окна, который характеризует один из наиболее эффективных способов рассмотрения обращений граждан. Данный принцип Закон рассматривает как обращение заинтересованного лица с заявлением в один уполномоченный орган с документами и (или) сведениями, необходимыми для осуществления административной процедуры, которые могут быть представлены только заинтересованным лицом;

– сотрудничество при осуществлении административных процедур, которое способствует реализации заявительного принципа одного окна, а также оперативности осуществления административных процедур. Принцип сотрудничества основывается на взаимодействии уполномоченных органов с другими государственными органами, иными организациями при осуществлении административных процедур посредством направления запросов и получения документов и (или) сведений, необходимых для осуществления административных процедур, а также в других формах.

Полагаем, что для выявления сущности административных процедур, правильного осуществления действий со стороны уполномоченного государственного органа недостаточно указания в Законе трех институциональных принципов. Целесообразно в качестве примера привести некоторые дополнительные принципы, в некотором роде даже в чем-то уникальные для нашей правовой системы.

В нормативных правовых актах ряда зарубежных государств, регулирующих административные процедуры, закреплены и слаженно действуют на практике некоторые принципы, которые могут быть заимствованы и нашим государством. Среди них:

– принцип правового доверия [12]: заинтересованные лица должны быть уверенными в том, что действия уполномоченного государственного органа являются законными и последовательными. Ошибки должностных лиц, в допущении которых заинтересованное лицо не виновно, не должны вызывать для него неблагоприятных последствий;

– принцип запрещения произвола [12]: любое действие (бездействие) уполномоченного государственного органа, если оно не обосновано никакими аргументами, является бессмысленным и не преследует никакой цели, противоречит справедливости, грубо нарушает общепризнанные принципы права, запрещается;

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезно знать:

Роль защитника в уголовном процессе
Факт участия защитника в уголовном процессе зависит от воли обвиняемого и подозреваемого, даже когда он вступает в процесс на основании решения следователя или судьи. Но защитник не становится от этого представителем обвиняемого, он действует не вместо него, а наряду с ним. Он не зависит от незакон ...

Форма и порядок заключения кредитного договора
В действующем Гражданском кодексе нормы о кредитных обязательствах, включающих обязанность кредитора предоставить кредит, получили развитие в п.2 главы 42. Кредитный договор должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность кредитного договора. Такой д ...

Понятие Конституционного Суда Российской Федерации
Согласно статье 1 Федерального Конституционного Закона от 24 июля 1994 года №1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» Конституционный Суд – это, прежде всего, орган, осуществляющий судебную власть. Осуществление Конституционным Судом судебной, а значит, и государственной власти основывае ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru