Принципы осуществления административных процедур

Современное право » Принципы осуществления административных процедур

Страница 4

– принцип самостоятельности и непосредственности [13; 14]: уполномоченный государственный орган обязан самостоятельно осуществить административную процедуру в пределах его компетенции, постороннее воздействие, вмешательство в его деятельность иных лиц недопустимо и влечет за собой установленную законом ответственность;

– принцип экономичности, эффективности и прозрачности [14; 15]: административная процедура должна носить целенаправленный характер, проводиться без неоправданных задержек и избыточных финансовых расходов, не наносить ущерба законным правам и интересам лица;

– принцип единства требований административных процедур для всех государственных органов [15].

Отдельно, вероятно, необходимо выделить принцип запрета сверхформализма, который является чрезвычайно важным в контексте противодействия бюрократическим барьерам ввиду принятия Директивы Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата» [16].

Вся указанная совокупность правовых принципов осуществления административных процедур в Республике Беларусь нуждается в четкой и строгой классификации, которую можно провести по различным основаниям. Так, по степени общности (абстрактности) были выделены и проанализированы общеправовые, отраслевые и институциональные принципы осуществления административных процедур.

Некоторые российские ученые-административисты предлагают в зависимости от объекта правового регулирования дифференцировать принципы административных процедур на два вида: организационные (принцип компетенции, равенство всех лиц, участвующих в административном деле перед законом и перед органом, разрешающим дело, диспозитивности и публичности, ответственности органа (должностного лица) и лиц, участвующих в деле за обоснованность и законность совершаемых в процессе действий и принимаемых решений) и функциональные (транспарентность, формальная истина, процессуальная экономия) [17, с. 8].

Тем не менее, ни одна из рассмотренных нами классификаций не включает полную систему принципов осуществления административных процедур, так как не отображает внутренние и внешние взаимосвязи между ними. Среди принципов осуществления административных процедур обнаруживаются взаимосвязи «вертикального» и «горизонтального» характера.

Горизонтальные взаимосвязи проявляются в ходе правоприменения как связи одного уровня (линейные связи). В этом смысле соблюдение одних принципов является условием реализации других принципов. Нарушение одного принципа становится причиной нарушения других, но не всех, ибо линейные связи зачастую являются односторонними [18, с. 69]. Примером такой односторонней связи может послужить отношение между принципом равенства заинтересованных лиц перед законом и заявительным принципом одного окна. Если при осуществлении административных процедур обеспечение равенства заинтересованных лиц перед законом служит реальной предпосылкой обеспечения без дискриминации права на обращение любого заинтересованного лица с заявлением в уполномоченный орган, то, напротив, нарушение последнего не всегда связано с нарушением принципа равенства заинтересованных лиц перед законом. Аналогичным примером может служить обеспечение сотрудничества между государственными органами, которое способствует оперативности и доступности административных процедур и т.д.

Ввиду изложенного, горизонтальные (линейные) связи недостаточны для показа целостности единства системы принципов. Этот недостаток восполняют вертикальные связи между принципами разных уровней, которые отвечают требованиям адекватности, полноты, непротиворечивости и независимости.

Адекватность теоретической системы предполагает такой уровень обобщенности входящих в нее принципов, который позволяет отразить качественно-определенные свойства исследуемого объекта. Чрезмерно высокий уровень обобщенности ведет к утрате возможности адекватно отразить необходимые существенные свойства объекта. Недостаточный уровень обобщения неизбежно ведет к дроблению принципов на такие положения, которые не имеют признаков, присущих принципу.

Полнота теоретической системы требует наличия в ней такого количества принципов, которое позволяет логически доказать, объяснить правомерность нахождения в данной отрасли (подотрасли, институте) права любой нормы.

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезно знать:

Бюрократическое управление кадрами
Бюрократ отличается от небюрократа именно тем, что он работает в области, где результат человеческих усилий невозможно оценить в денежном выражении. Страна расходует деньги на содержание бюрократических учреждений, на выплату жалованья и заработной платы, на покупку всего необходимого оборудования ...

Система поддержания мира и безопасности по Уставу ООН
Право межд. безопасности – система принципов и норм, регулирующих военно-политические отношения субъектов МП в целях предотвращения военной силы в международных отношениях, запрещения, ограничения и сокращения вооружений. Коллективная безопасность – система совместных действий Го, установленная Уст ...

Право и корпоративные нормы
Корпоративные нормы - это нормы, которые регулируют отношения внутри коллектива, корпорации, организации, политической партии и иных объединений. Эти нормы, как правило, закрепляются в уставах объединения и принимаются на общих собраниях либо съездах. Действие корпоративных норм распространяются на ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru