Международное судебное разбирательство. Международный Суд ООН

Современное право » Механизм разрешения споров в международном праве » Международное судебное разбирательство. Международный Суд ООН

Страница 5

Основной отличительной чертой "обязательной" юрисдикции Международного Суда является то, что согласие на нее выражается государством в отношении всех или отдельных категорий будущих споров. Такая юрисдикция может быть основана или на односторонней декларации государства, признающей обязательность т.н. "факультативной клаузулы", содержащейся в п. 2 ст. 36 Статута Суда, или же на положении договора, предусматривающего передачу будущих споров по данному договору в Суд.

Декларацию о признании обязательной юрисдикции можно определить как односторонний акт, посредством которого соответствующее государство принимает на себя международное обязательство, устанавливающее взаимоотношения между Судом и данным государством, основанные на обязательной юрисдикции. Такое обязательство создается самой декларацией, и не требуется отдельного согласия государства на передачу конкретного спора Суду, если он входит в сферу действия такой декларации. Суд располагает юрисдикцией в отношении спора между государствами, только если данный спор подпадает под положения каждой из односторонних деклараций таких государств.

Система обязательной юрисдикции, основанная на положениях п. 2 ст. 36 Статута Суда и всех односторонних декларациях сторон, является многосторонним договором sui generis, состоящим из одностороннего и договорного элементов и устанавливающим множество двусторонних отношений.

Обязательная юрисдикция Международного Суда ООН в большинстве случаев ограничивается посредством включения государствами оговорок в свои декларации о признании такой юрисдикции, и оговорок к договорам, содержащим положения передаче споров в Суд.

По состоянию на 1 мая 2009 г. 66 государств сделали декларации о признании обязательной юрисдикции Суда согласно п. 2 ст. 36 Статута Суда; около 300 многосторонних и двусторонних международных договоров содержат оговорки о признании их участниками обязательной юрисдикции Суда по отдельным категориям споров.

Консультативные заключения. Международный Суд ООН вправе давать консультативные заключения по любому юридическому вопросу по просьбе организаций и учреждений, уполномоченных делать такие запросы.

На сегодняшний день все главные органы ООН за исключением Секретариата могут обращаться за консультативными заключениями в Международный Суд. Кроме того, шестнадцать специализированных учреждений ООН получили право обращения к Суду с запросом о консультативном заключении на основании решения ГА ООН, причем в практике ГА ООН не было ни одного случая отказа такому учреждению в доступе к консультативной процедуре. Однако, с другой стороны, можно заметить, что за всю историю ООН всего три специализированных учреждения воспользовались таким правом .

Государства и международные организации, не принадлежащие к системе ООН, хотя и не имеют права инициировать консультативную процедуру, имеют определенные права по участию в ней (право представлять письменные и устные доклады, право участвовать в обсуждении докладов).

Основными особенностями данной компетенции Суда по сравнению с основной юрисдикцией является отсутствие в консультативной процедуре сторон и рекомендательный характер консультативного заключения Суда для организации, направившей просьбу.

Однако запрашивающие орган или учреждение, а также государства могут заявить об обязательности для себя вынесенного заключения, как в одностороннем порядке, так и на основе взаимности. Кроме того, многосторонний международный договор может предусматривать процедуру обращения за "обязательным" заключением к Суду. В качестве примера такого соглашения можно привести Конвенцию о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 г. (раздел 32), в которой говорится, что при возникновении спора между ООН и государством, являющимся членом организации, ООН запрашивает у Международного Суда ООН консультативное заключение, которое признается сторонами "решающим". Этот довольно удобный для разрешения разногласий между государствами и международными организациями способ, который часто называют "обязательным консультативным заключением", очень напоминает процедуру разрешения спора по существу.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Полезно знать:

Историческая справка
В отечественном уголовном законодательстве институт освобождения от уголовной ответственности и от наказания появился в Х веке. Важнейший законодательный памятник древнерусского государства «Русская правда» содержал нормы, указывающие на возможность освобождения от ответственности или от наказания ...

Суперпрезидентская республика
Вследствие особой роли главы государства, концентрации в его руках больших полномочий отдельные страны Латинской Америки (Бразилия, Венесуэла, Гаити, Гватемала, Гондурас, Доминиканская Республика, Колумбия, Коста-Рика, Мексика, Парагвай, Сальвадор и Эквадор) давно получили название суперпрезидентск ...

Классификация административных наказаний и их применение
Административные наказания являются одним из видов административно-принудительных мер. Ст. 3.1 КоАП устанавливает, что административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем (частная превенция), так и другими лицами (общая превенция) ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru