Механизмы разрешения споров в рамках региональных международных организаций

Современное право » Механизм разрешения споров в международном праве » Механизмы разрешения споров в рамках региональных международных организаций

Страница 2

Африканский союз (ранее - Организация африканского единства). ОАЕ была основана в 1963 г. Статья 19 ее Устава закрепляет принцип "мирного урегулирования споров посредством ведения переговоров, посредничества, примирения или арбитража" и предусматривает обязанность организации оказывать содействие в деле мирного разрешения споров Комиссией по посредничеству, примирению и арбитражу, учрежденной Протоколом от 21 июля 1964 г. Однако юрисдикция Комиссии не была обязательной и на практике не использовалась. Так сложилось исторически, что африканские государства были несклонны прибегать к юридическим или арбитражным методам урегулирования споров и в целом отдавали предпочтение неформальному посредничеству ОАЕ. Например, в споре о границе между Алжиром и Марокко ОАЕ учредила специальную комиссию, которая состояла из представителей семи африканских государств, с целью урегулирования последствий конфликта 1963 г. Подобным образом дело обстояло и в конфликте между Сомали и Эфиопией - посредничество между сторонами осуществляла комиссия, основанная ОАЕ. Однако усилий этой комиссии оказалось недостаточно, чтобы разрешить спор, хотя комиссия вновь подтвердила принцип неприкосновенности границ членов государств, установленных при обретении независимости. В третьем случае, в июле 1978 г., был учрежден комитет ОАЕ по спору о Западной Сахаре, который безуспешно пытался урегулировать конфликт. Несмотря на низкую эффективность действий ОАЕ, нормальной практикой разрешения споров с участием африканских государств стало первоначальное обращение к структурам данной организации, главным образом, ее специальным комиссиям и комитетам.

Для того чтобы улучшить имеющиеся структуры разрешения споров в 1993 г. ОАЕ создала Орган для предотвращения конфликтов, управления и разрешения. Этот Орган был предназначен для прогнозирования и предотвращения ситуаций, которые способствуют дальнейшему развитию потенциального конфликта, а также для целей миротворчества в ходе конфликта и разрешения постконфликтных ситуаций. Однако Орган не добился успеха в различных кризисах в Африке, таких как конфликты в Руанде, Бурунди и Конго. В 2001 г. ОАЕ приняло решение о его инкорпорации в организационную структуру Африканского союза.

В 2002 г. на первой сессии Ассамблеи Африканского союза был принят Протокол об учреждении Совета мира и безопасности Африканского союза. Этот документ определяет Совет мира и безопасности как постоянно действующий орган для принятия решений по предотвращению, управлению и разрешению конфликтов, который дополняет в этой сфере усилия Комиссии Африканского союза, Комитета старейшин континентальной системы раннего предупреждения, Африканских сил быстрого реагирования и Специального Фонда. Устанавливается ряд основных принципов, включая раннее предупреждение кризисов, уважение верховенства закона и прав человека, территориальной целостности государств-членов и нерушимости границ. Совет состоит из 15 членов, формируется по принципу справедливого регионального представительства и ротации, а его функции включают в себя содействие укреплению мира, безопасности и стабильности в Африке; раннему предупреждению и превентивной дипломатии; поддержанию мира, включая использование добрых услуг, посредничества, примирения и расследования операций по поддержанию мира и гуманитарной интервенции. Статья 9 Протокола предусматривает, что Совет по своей инициативе вправе принимать меры, которые он считает подходящими в ситуациях потенциальных или текущих конфликтов.

Кроме того, в Африке есть также несколько субрегиональных организаций, которые играют всевозрастающую роль в разрешении конфликтов. В их числе можно отметить Экономическое сообщество стран Западной Африки (в его рамках создана и функционирует Группа мониторинга мирных процессов в качестве международного агента-посредника), а также Сообщество развития Южной Африки (в 1996 г. оно приняло решение создать Орган по политике и взаимодействию в сфере обороны и безопасности, целью которого является поддержание мира и безопасности в регионе и, в частности, "рассмотрение вопроса о принятии принудительных мер в соответствии с международным законодательством как последнего средства, когда мирные методы не достигли своей цели").

Лига арабских государств. Целью ЛАГ, созданной в 1945 г., является развитие сотрудничества между арабскими государствами. Ее возможности по мирному разрешению споров между своими членами весьма незначительны и на практике представляют собой неформальные процедуры примирения. Исключением является создание объединенных вооруженных сил. Так, в 1961 г. были образованы Объединенные арабские вооруженные силы с целью сохранения мира между Ираком и Кувейтом. Арабские силы безопасности были посланы в Ливан в 1976 г., за ними в 1976-1983 гг. последовали Арабские войска сдерживания. Однако ЛАГ не смогла сыграть важную роль ни в разрешении кризиса в Кувейте в 1990-1991 гг., ни в Иракском кризисе 2002-2003 гг.

Страницы: 1 2 3

Полезно знать:

Рынок жилья
Потенциально масштабы этого рынка огромны. Не менее 90 процентов жилья во всякой, как это принято говорить, цивилизованной стране покупается сегодня в рассрочку. Особенно широкие масштабы рынок жилья в России приобрел в результате приватизации квартир. Бесплатная, как в Москве, или льготная, как в ...

Элементы иска
Элементы иска - это его составные части, определяющие содержание и индивидуализирующие его. Они дают необходимую информацию о заинтересованных лицах - сторонах процесса, о субъективном материальном праве, нуждающимся, по мнению истца, в защите, об обстоятельствах, послуживших основанием обращения в ...

Назначение и функции ювенальной юстиции
В юридической науке и практике правосудие по делам несовершеннолетних (ювенальная юстиция) традиционно оценивается с двух позиций: как инструмент борьбы с преступностью молодежи и подростков и как средство охраны прав и законных интересов несовершеннолетних, защиты их от неблагоприятных условий жиз ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru