Преобразование

Страница 4

1. Создание акционерного общества путем реорганизации (ст. 8 ФЗ от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах") основано на норме ст. 57 ГК РФ о реорганизации.

Одним из видов такой реорганизации является преобразование, т.е. прекращение одного юридического лица (в нашем случае - ГУП) и образование на его основе юридического лица другой организационно-правовой формы (ОАО).

2. Смена юридическим лицом одной организационно-правовой формы (ГУП) на другую (ОАО) не является основанием для изменения права собственности (ст. 218 ГК РФ).

Это означает, что имущество возникающего в результате преобразования ОАО принадлежит тому же собственнику, что и имущество реорганизуемого ГУП.

То есть все 100% акций вновь образованного ОАО должны принадлежать собственнику ГУП - Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию. Данное положение нашло отражение и в названии главы VII Закона о приватизации.

3. Права единственного акционера (в том числе полномочия общего собрания акционеров) в таких обществах осуществляют уполномоченные органы государственной власти РФ, субъекта Федерации или муниципального образования (ст. 39 Закона о приватизации).

Современным законодательством о приватизации право покупки акций преобразуемого ОАО работникам унитарного предприятия не предоставлено.

В соответствии с п. 1 ст. 11 Закона о приватизации состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия определяется в передаточном акте.

Перечень объектов, не подлежащих приватизации, и предложения по их дальнейшему использованию составляется в произвольной форме с указанием характеристики каждого объекта и его стоимости.

Как показывает практика, зачастую в процессе приватизации возникает вопрос о возможности формирования в преобразованном из ГУП (МУП) акционерном обществе специального фонда акционирования работников общества (ФАРО).

Предпосылки для этого содержатся в п. 2 ст. 35 ФЗ от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах". Указанный фонд формируется из чистой прибыли общества и предназначен исключительно для приобретения акций общества, продаваемых акционерами этого общества для последующего размещения его работникам общества.

В ходе первой волны приватизации фонд акционирования работников общества имел большое значение в первую очередь для работников приватизируемых предприятий.

В настоящее время образование этого фонда не является обязательным. Он создается лишь в том случае, если возможность и порядок его формирования (в том числе: размер и порядок создания фонда, направление и порядок расходования средств фонда, контроль за их расходованием и т.п.) прямо предусмотрены уставом ОАО. С учетом п. 2 ст. 37 Закона о приватизации включение в устав создаваемого ОАО положений о создании ФАРО с формальной точки зрения не запрещено.

Однако на практике дела обстоят иначе.

1. Согласно ст. 34 Закона об унитарных предприятиях и статьям 6, 14 Закона о приватизации решение о преобразовании унитарного предприятия (равно как и утверждение его устава) принимает собственник имущества предприятия (обычно уполномоченный орган по управлению государственным имуществом). Возможность участия трудового коллектива приватизируемого унитарного предприятия в создании фонда акционирования работников общества действующим законодательством не предусмотрена.

2. Вышеуказанное в п. 1 полностью соответствует нормам главы VII Закона о приватизации, согласно которой при создании ОАО путем преобразования государственного унитарного предприятия все 100% акций ОАО находятся в государственной собственности. При этом функции высшего органа управления обществом - общего собрания акционеров - осуществляются уполномоченным органом государственной власти собственника акций - РФ или субъекта РФ (п. 2 ст. 39 Закона о приватизации).

Таким образом, формирование в обществе, где 100% акций находятся в государственной собственности, фонда акционирования работников общества противоречит нормам Закона приватизации.

Некоммерческие организации

Некоммерческие организации (НКО) могут быть преобразованы как в некоммерческие, так и в коммерческие юридические лица.

Порядок их преобразования приведен в таблице № 2 (см. Приложение, стр.83).

Спорным является вопрос о возможности преобразования в коммерческие юридические лица общественных организаций.

С одной стороны, ст. 17 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о НКО) не устанавливает для общественных организаций ограничений на преобразование их в определенные организационно-правовые формы.

С другой стороны, это умолчание законодателя может быть истолковано как запрет на преобразование общественных организаций в иные формы.

Не все просто и с учреждениями.

Согласно п. 2 ст. 17 Закона о НКО учреждение может быть преобразовано в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество.

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезно знать:

Предмет и метод гражданского права
Согласно ст. 2 ГК РФ предметом гражданского права являются три группы общественных отношений, регулируемых гражданским законодательством: имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, неимущественные отношения о защите неотчуждаемых прав и свобод человека и других нематериальны ...

Основные проблемы и перспективы развития ювенальной юстиции в России и предложения по их разрешению
Несовершеннолетние являются одной из наиболее криминально пораженных и наименее социально защищенных категорий населения. Преступность несовершеннолетних в России в последнее десятилетие росла примерно в 6 раз быстрее, чем изменялось общее число этой возрастной группы. В настоящее время чрезвычайну ...

Понятие способов защиты гражданских прав
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Защита гражданских прав - одна из важнейших категорий теории гражданского и гражданско-процессуального права, без уяснения которой весьма сложно разо ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru