Правопринительство при реорганизации

Современное право » Реорганизация юридических лиц » Правопринительство при реорганизации

Страница 1

Сегодня порядок реорганизации юридического лица регулируется положениями ст. 57-60 ГК РФ и нормами иных законов (в частности, федеральных законов "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью" и т.д.).

В то же время в правоприменительной практике возникает много нерешенных вопросов:

нет комплексных норм, регулирующих такую форму реорганизации, как преобразование;

непонятен механизм и конкретные случаи реорганизации некоммерческих организаций в коммерческие, и наоборот;

отсутствуют нормы, регламентирующие процедуру взаимодействия налоговых органов и органов регистрационной службы при проведении реорганизации в форме преобразования;

недостаточно четко обозначен правовой статус таких документов, как передаточный акт и разделительный баланс и т.д.

Обозначенные пробелы делают необходимым, по мнению разработчиков Концепции, наполнить ГК РФ нормативным содержанием в части детализации процедуры реорганизации юридических лиц. Попытки подготовки отдельных законопроектов о реорганизации юридических лиц следует признать неудачными вследствие нарушения ряда общих принципов гражданско-правового регулирования и усложнением и без того сложнейшей системы российского гражданского законодательства.

Вместе с тем автор не согласен с принципиальной позицией разработчиков Концепции о запрете некоммерческим организациям преобразовываться в коммерческие, и наоборот. По моему мнению, данное предложение является ограничением правоспособности юридических лиц в осуществлении и реализации своих прав при участии в гражданско-правовом обороте. Ведь у любой некоммерческой организации (а равно коммерческой) может возникнуть необходимость смены целей своей деятельности. И что делать в такой ситуации? Ликвидироваться? Выход здесь представляется иным - упорядочить и систематизировать сам порядок преобразования некоммерческих организаций в коммерческие, и наоборот, обозначить четко на уровне ГК РФ конкретные случаи возможности такого преобразования.

Положительным моментом в Концепции следует признать предложение по введению института "обратной реорганизации" с целью недопущения нарушений законодательства со стороны учредителей при проведении процедуры реорганизации. Задача цивилистов в данной ситуации - разработать четкий механизм института "обратной реорганизации", круг субъектов, которые могут подавать соответствующие иски в суд.

Принудительная реорганизация

Юридические лица прекращают свою деятельность, в порядке принципы которого сходны с действующими при их создании. Различают распорядительное и добровольное основания прекращения деятельности юридического лица.

Добровольным основанием считается решение органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами (п. 1 ст. 57, п. 2 ст. 61, п. 1 ст. 68 ГК). К распорядительным основаниям относятся: решение учредителей (участников) (п. 1 ст. 57, п. 2 ст. 61 ГК), решение уполномоченных государственных органов (п. 2 ст. 57 ГК), решение суда (п. 2 ст. 57, п. 2 ст. 61, ст. 65 ГК). К ним примыкает реорганизация с согласия уполномоченных государственных органов.

Из анализа ст.ст. 113-115, 120, 294-300 ГК следует, что государственные и муниципальные (как казенные, основанные на праве оперативного управления, так и на праве хозяйственного ведения) предприятия и финансируемые собственником учреждения, прекращают деятельность только в распорядительном (принудительном) порядке. К остальным организационно-правовым формам применимы оба вида оснований.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезно знать:

Пределы действия налогового законодательства во времени
Пределы действия закона во времени можно определить как границы его действия, определяющие круг общественных отношений, регламентированных юридическими нормами. Точное установление границ действия закона - это элементарное, первейшее условие правового регулирования. Оно необходимо потому, что кажды ...

Состав и порядок формирования Конституционного Суда Республики Беларусь
Конституционный Суд формируется в количестве 12 судей из высококвалифицированных специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень, обладающий высокими моральными качествами. После назначения, избрания на должность судье Конституционного Суда Президентом Республики Беларусь в устан ...

Древнерусское государство и право IX–XII вв
Возникновение государственности у восточных славян. Объединение восточных княжеств в единое Киевское государство. Различные теории происхождения древнерусского государства (дискуссии норманистов и антинорманистов). Территория, общественный строй Киевской Руси. Форма древнерусского государства. Госу ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru