Правопринительство при реорганизации

Современное право » Реорганизация юридических лиц » Правопринительство при реорганизации

Страница 1

Сегодня порядок реорганизации юридического лица регулируется положениями ст. 57-60 ГК РФ и нормами иных законов (в частности, федеральных законов "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью" и т.д.).

В то же время в правоприменительной практике возникает много нерешенных вопросов:

нет комплексных норм, регулирующих такую форму реорганизации, как преобразование;

непонятен механизм и конкретные случаи реорганизации некоммерческих организаций в коммерческие, и наоборот;

отсутствуют нормы, регламентирующие процедуру взаимодействия налоговых органов и органов регистрационной службы при проведении реорганизации в форме преобразования;

недостаточно четко обозначен правовой статус таких документов, как передаточный акт и разделительный баланс и т.д.

Обозначенные пробелы делают необходимым, по мнению разработчиков Концепции, наполнить ГК РФ нормативным содержанием в части детализации процедуры реорганизации юридических лиц. Попытки подготовки отдельных законопроектов о реорганизации юридических лиц следует признать неудачными вследствие нарушения ряда общих принципов гражданско-правового регулирования и усложнением и без того сложнейшей системы российского гражданского законодательства.

Вместе с тем автор не согласен с принципиальной позицией разработчиков Концепции о запрете некоммерческим организациям преобразовываться в коммерческие, и наоборот. По моему мнению, данное предложение является ограничением правоспособности юридических лиц в осуществлении и реализации своих прав при участии в гражданско-правовом обороте. Ведь у любой некоммерческой организации (а равно коммерческой) может возникнуть необходимость смены целей своей деятельности. И что делать в такой ситуации? Ликвидироваться? Выход здесь представляется иным - упорядочить и систематизировать сам порядок преобразования некоммерческих организаций в коммерческие, и наоборот, обозначить четко на уровне ГК РФ конкретные случаи возможности такого преобразования.

Положительным моментом в Концепции следует признать предложение по введению института "обратной реорганизации" с целью недопущения нарушений законодательства со стороны учредителей при проведении процедуры реорганизации. Задача цивилистов в данной ситуации - разработать четкий механизм института "обратной реорганизации", круг субъектов, которые могут подавать соответствующие иски в суд.

Принудительная реорганизация

Юридические лица прекращают свою деятельность, в порядке принципы которого сходны с действующими при их создании. Различают распорядительное и добровольное основания прекращения деятельности юридического лица.

Добровольным основанием считается решение органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами (п. 1 ст. 57, п. 2 ст. 61, п. 1 ст. 68 ГК). К распорядительным основаниям относятся: решение учредителей (участников) (п. 1 ст. 57, п. 2 ст. 61 ГК), решение уполномоченных государственных органов (п. 2 ст. 57 ГК), решение суда (п. 2 ст. 57, п. 2 ст. 61, ст. 65 ГК). К ним примыкает реорганизация с согласия уполномоченных государственных органов.

Из анализа ст.ст. 113-115, 120, 294-300 ГК следует, что государственные и муниципальные (как казенные, основанные на праве оперативного управления, так и на праве хозяйственного ведения) предприятия и финансируемые собственником учреждения, прекращают деятельность только в распорядительном (принудительном) порядке. К остальным организационно-правовым формам применимы оба вида оснований.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезно знать:

Проблемы и перспективы развития корпоративных отношений в Республике Беларусь
По общему правилу, к организациям корпоративного типа относят различные объединения, образованные двумя и более лицами для осуществления хозяйственной деятельности. Вопрос о том, какие именно общественные формирования следует относить к организациям корпоративного типа, активно и постоянно обсуждае ...

Методы управления государственным долгом
Управление государственным долгом - это совокупность финансовых операций государства по обеспечению единства планирования и учета всех операций по привлечению, погашению и обслуживанию внешних и внутренних государственных заимствований, а также относительно предоставления государственных гарантий. ...

Пути повышения эффективности деятельности службы судебных приставов
Деятельность судебных приставов постепенно становится серьезным фактором укрепления российской государственности, реальным механизмом обеспечения правосудия, защиты прав и законных интересов личности и государства. Конечно, необходимо совершенствовать законы, повышать статус судебных приставов, но ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru