Рассмотрение проекта закона Палатой представителей

Страница 1

Создание закона предполагает наличие определённой процедуры, стадий, т.е. существование законодательного процесса. Законодательный процесс является составной частью процесса правотворчества, которое состоит в том, чтобы принимать, изменять или отменять общие правовые нормы. В литературе называется разное число стадий законодательного процесса. По мнению А.С. Пиголкина, существует две основные стадии: предварительное формулирование воли законодательной власти и функциональное возведение этой воли в закон, закрепление её в нормах права.

Д.А.Керимов считает, что «законодательная процедура включает в себя следующие основные стадии (этапы) законотворческого процесса: законодательная инициатива; подготовка проекта закона и его рассмотрение в подготовительных структурах законодательного органа; обсуждение проекта закона в законодательном органе в первом чтении; обсуждение проекта закона в законодательном органе во втором чтении; голосование по проекту закона и его принятие, опубликование закона».

Ю.А. Тихомиров называет, в свою очередь, шесть таких органически связанных между собой стадий: 1)прогнозирование и планирование законодательства; 2) внесение предложений об изменении законов; 3) разработка концепции закона и подготовка законопроекта; 4) специальное и общественное обсуждение проекта закона; 5) рассмотрение и принятие закона; 6) опубликование закона и вступление его в силу. Предложенная Ю.А. Тихомировым классификация стадий законодательного процесса является наиболее полной и последовательной, она учитывает весь сложный процесс зарождения будущего закона и его вступление в силу. [16]

Однако большинство учёных в области конституционного права считают, что первоначальной стадией законодательного процесса является осуществление права законодательной инициативы соответствующим органом или лицо ми внесение в парламент законопроекта. Аккумулируя различные точки зрения по данному вопросу, выделим шесть основных стадий законодательного процесса:

1) право законодательной инициативы;

2) предварительное рассмотрение проектов законов;

3) рассмотрение проекта закона на заседаниях Палаты представителей (в двух чтениях);

4) рассмотрение проекта закона на заседаниях Совета Республики;

5) рассмотрение проекта закона Президентом Республики Беларусь (здесь следует учитывать ,что Президент может отправить законопроект на доработку, и тогда процесс принятия закона затягивается);

6) подписание Президентом законопроекта и порядка вступления закона в силу (здесь также следует учитывать, что Президент имеет право подписать законопроекте целиком, а без некоторых статей).

Первая стадия законодательного процесса - это право законодательной инициативы, которое в соответствии с Конституцией осуществляет соответствующим органом или лицом путём внесения в Парламент соответствующего законопроекта. Согласно статье 99 Конституции Республики Беларусь, право законодательной инициативы принадлежит:

1) Президенту Республики Беларусь;

2) депутатам Палаты представителей;

3) Совету Республики;

4) Правительству;

5) гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тыс. человек.

Право законодательной инициативы реализуется в Палате представителей. При реализации данного права следует учитывать, что Конституция Республики Беларусь запрещает вносить в Палату представителей законопроекты, следствием принятие которых может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов, без согласия Президента Республики Беларусь либо по его поручению – Правительства. Кроме того, статьёй 99 Конституции Республики Беларусь определено, что Президент либо по его поручению Правительство имеют право вносить предложения в Палату представителей и Совет Республики об объявлении рассмотрения проекта закона срочным. Палата представителей и Совет Республики в этом случае должен рассмотреть данный проект в течении 10 дней со дня внесения на их рассмотрение. Согласно статье 49 Закона о Национальном собрании, первоочередному рассмотрению палатами Национального собрания подлежат проекты законов:

о внесении изменений и (или) дополнений в Конституцию Республики Беларусь, о введении в действие законов о внесении изменений и (или) дополнений в Конституцию Республики Беларусь;

о толковании Конституции Республики Беларусь;

направленные непосредственно на реализацию положений Конституции Республики Беларусь;

о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год;

подготовленные на основе нормативных правовых актов Союзного государства Беларуси и России.

В соответствии со статьёй 50 Закона о Национальном собрании проект закона вносится субъектом права законодательной инициативы в Палату представителей на белорусском и (или) русском языках с приложением следующих документов:

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезно знать:

Виды устройства детей, оставшихся без попечения родителей в России
устройство семья усыновитель Наставничество (гостевой режим, семья как бы выходного дня) Форма помощи ребенку без оформления его постоянного проживания в семье. В выходные, праздничные либо каникулярные дни ребенок, на правах гостя, посещает и кратковременно проживает в семье наставника. И действит ...

Права и обязанности дарителя
Как было установлено выше, договор дарения может быть как реальным, так и консенсуальным. Реальный договор дарения, как правило, не порождает никаких обязательственных отношений. Единственным исключением из этого правила является обязательство, возникающее в результате дарения имущественного права ...

Порядок взыскания неустойки
Если для доказывания наступления убытков (ст. 15 ГК РФ) необходимо подтвердить наличие вины должника (контрагента), то для взыскания неустойки вполне достаточно доказать только сам факт участия в обязательстве и его неисполнения (ненадлежащего исполнения). Между тем в том случае, если неустойкой об ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru