Рассмотрение проекта закона Палатой представителей

Страница 1

Создание закона предполагает наличие определённой процедуры, стадий, т.е. существование законодательного процесса. Законодательный процесс является составной частью процесса правотворчества, которое состоит в том, чтобы принимать, изменять или отменять общие правовые нормы. В литературе называется разное число стадий законодательного процесса. По мнению А.С. Пиголкина, существует две основные стадии: предварительное формулирование воли законодательной власти и функциональное возведение этой воли в закон, закрепление её в нормах права.

Д.А.Керимов считает, что «законодательная процедура включает в себя следующие основные стадии (этапы) законотворческого процесса: законодательная инициатива; подготовка проекта закона и его рассмотрение в подготовительных структурах законодательного органа; обсуждение проекта закона в законодательном органе в первом чтении; обсуждение проекта закона в законодательном органе во втором чтении; голосование по проекту закона и его принятие, опубликование закона».

Ю.А. Тихомиров называет, в свою очередь, шесть таких органически связанных между собой стадий: 1)прогнозирование и планирование законодательства; 2) внесение предложений об изменении законов; 3) разработка концепции закона и подготовка законопроекта; 4) специальное и общественное обсуждение проекта закона; 5) рассмотрение и принятие закона; 6) опубликование закона и вступление его в силу. Предложенная Ю.А. Тихомировым классификация стадий законодательного процесса является наиболее полной и последовательной, она учитывает весь сложный процесс зарождения будущего закона и его вступление в силу. [16]

Однако большинство учёных в области конституционного права считают, что первоначальной стадией законодательного процесса является осуществление права законодательной инициативы соответствующим органом или лицо ми внесение в парламент законопроекта. Аккумулируя различные точки зрения по данному вопросу, выделим шесть основных стадий законодательного процесса:

1) право законодательной инициативы;

2) предварительное рассмотрение проектов законов;

3) рассмотрение проекта закона на заседаниях Палаты представителей (в двух чтениях);

4) рассмотрение проекта закона на заседаниях Совета Республики;

5) рассмотрение проекта закона Президентом Республики Беларусь (здесь следует учитывать ,что Президент может отправить законопроект на доработку, и тогда процесс принятия закона затягивается);

6) подписание Президентом законопроекта и порядка вступления закона в силу (здесь также следует учитывать, что Президент имеет право подписать законопроекте целиком, а без некоторых статей).

Первая стадия законодательного процесса - это право законодательной инициативы, которое в соответствии с Конституцией осуществляет соответствующим органом или лицом путём внесения в Парламент соответствующего законопроекта. Согласно статье 99 Конституции Республики Беларусь, право законодательной инициативы принадлежит:

1) Президенту Республики Беларусь;

2) депутатам Палаты представителей;

3) Совету Республики;

4) Правительству;

5) гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тыс. человек.

Право законодательной инициативы реализуется в Палате представителей. При реализации данного права следует учитывать, что Конституция Республики Беларусь запрещает вносить в Палату представителей законопроекты, следствием принятие которых может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов, без согласия Президента Республики Беларусь либо по его поручению – Правительства. Кроме того, статьёй 99 Конституции Республики Беларусь определено, что Президент либо по его поручению Правительство имеют право вносить предложения в Палату представителей и Совет Республики об объявлении рассмотрения проекта закона срочным. Палата представителей и Совет Республики в этом случае должен рассмотреть данный проект в течении 10 дней со дня внесения на их рассмотрение. Согласно статье 49 Закона о Национальном собрании, первоочередному рассмотрению палатами Национального собрания подлежат проекты законов:

о внесении изменений и (или) дополнений в Конституцию Республики Беларусь, о введении в действие законов о внесении изменений и (или) дополнений в Конституцию Республики Беларусь;

о толковании Конституции Республики Беларусь;

направленные непосредственно на реализацию положений Конституции Республики Беларусь;

о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год;

подготовленные на основе нормативных правовых актов Союзного государства Беларуси и России.

В соответствии со статьёй 50 Закона о Национальном собрании проект закона вносится субъектом права законодательной инициативы в Палату представителей на белорусском и (или) русском языках с приложением следующих документов:

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезно знать:

Понятие, содержание и значение принципов в уголовном праве
История советской науки показывает, что и в рамках юридического позитивизма возможны различные точки зрения на понятие правового принципа. Так, некоторые авторы рассматривают принципы права как воплощенные в нем юридические идеи, которые являются отправными в законотворчестве и правоприменении. Дру ...

Характеристика части четвертой ГК РФ
Принятие в качестве Федерального закона и введение в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) в основном завершает осуществляемую поэтапно, начиная с 1994 г., кодификацию нового гражданского законодательства России. После подписания этого Закона Президент Российско ...

Содержание кредитного договора
Обязанность кредитора в данном договоре составляет предоставление безналичных денежных средств заемщику в соответствии с условиями заключенного договора (однократно, равными или иными частями в виде отдельных «траншей», «кредитной линии» и т.д.). Обязанности заемщика состоят в возврате полученного ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru