Избирательная система

Страница 1

Новая Конституция СССР сохранила и развила принцип выборности всех органов власти – и местных, и высших. В Основном законе СССР 1936 года впервые в истории советских конституций выделяется отдельная глава «Избирательная система». Декларация о построении социализма позволила внести два важнейших изменения в избирательную систему: перейти от многоступенчатых выборов к прямым и отменить ограничения классового характера, вернувшись к принципу всеобщих выборов. Кроме того, голоса избирателей стали равными, каждый гражданин имеет один голос. Исходя из ст. 137, женщины пользуются правом избирать и быть избранными на равнее с мужчинами. Граждане, которые находятся на службе в Красной Армии, так же могут участвовать в выборах в качестве избирателя или избираемого. Но трудно объяснить, почему в социалистическом обществе были введены тайные выборы. В то время считалось, что тайна голосования в капиталистическом обществе должна защищать эксплуатируемых от террора эксплуататоров. Значит и в советском обществе существовала необходимость защиты свободы волеизъявления граждан от произвола бюрократии.

Фактически подавляющее большинство из девяти статей рассматриваемой 11 главы Конституции раскрывают содержание перечисленных принципов. Закрепляя принцип всеобщего избирательного права, Конституция СССР 1936 года уточняла возраст избирателей – граждане могут участвовать в выборах с 18 лет. Это означало, что в соответствии со статьей 135 Конституции любой гражданин, достигший указанного возраста, имел право избирать и быть избранным в Верховный Совет СССР, Верховный Совет РСФСР, а также в иные нижестоящие Советы. Первоначально и положения о выборах, изданные на основе Конституции, не содержали возрастных ограничений. Однако в более поздний период (начиная с 1946 г.) в нарушение формальной логики Конституции положения вводили возрастной ценз для избрания депутатом Верховного Совета СССР — 23 года и Верховного Совета РСФСР — 21 год.

Согласно Конституции от выборов отстранялись умалишенные и лица, осужденные судом с лишением избирательных прав в качестве факультативной меры наказания. Своеобразно решался вопрос с определением критерия отнесения лиц к числу умалишенных. В Конституции не был прописан юридический критерий для признания лица таковым.

Эта статья Конституции СССР явно допускала произвольное толкование. В частности, постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 1 декабря 1945 года «О внесении в списки избирателей лиц, имеющих судимость и находящихся под следствием» разъяснялось, что в списки избирателей вносятся также лица, находящиеся под следствием, но не содержащиеся под стражей, если они не лишены избирательных прав. На практике это означало, что любое лицо, находящееся в следственном изоляторе или изоляторе временного содержания, лишалось избирательных прав. Такое положение сохранялось до декабря 1958 года.

Конституционный принцип равного избирательного права также соблюдался не в полной мере. На практике в отсутствии законодательной регламентации разброс числа голосующих в различных избирательных округах составлял до 50 и более процентов при выборах в состав Совета Союза СССР.

Что же касается выборов в другую палату — Совет Национальностей, то они осуществлялись по единой квоте: 25 депутатов от каждой союзной республики, 11 депутатов от каждой автономной республики, 5 депутатов от каждой автономной области и 1 депутат от каждого национального округа. Таким образом, разные по числу жителей республики, например РСФСР и Эстонская ССР оказывались представлены равным числом депутатов. При этом, поскольку большинство автономных республик, автономных областей и все национальные округа были расположены на территории России, РСФСР, в конечном счете, получала большинство мест в Совете Национальностей.

Существенным недостатком избирательной системы явилось сохранение выдвижения кандидатов по производственному принципу и их избрание по территориальному. Согласно Конституции и положениям о выборах право выдвижения кандидатов принадлежало общественным организациям и обществам трудящихся: коммунистическим партийным организациям, профессиональным союзам, кооперативам, организациям молодежи, культурным обществам и союзам. А голосование за этих кандидатов происходило по территориальным избирательным округам. Поэтому избиратели в большинстве своем не имели представления о деловых и моральных качествах выдвинутых кандидатов. Но, в этом не было особой необходимости, так как на один мандат на практике выдвигался только один кандидат.

Страницы: 1 2 3

Полезно знать:

Сущность принципа публичности
Согласно ст. 2 Конституции РФ государство принимает на себя обязанность обеспечить права и свободы граждан, возбудить уголовное преследование в отношении лица, совершившего преступление, независимо от условий, при которых последнее имело место, безотносительно от желания или нежелания на то пострад ...

Понятие и правовой режим территориальных вод
Находятся под суверенитетом Го. Это морской пояс, примыкающий к сухопутной территории и внутренним водам государства. По общему правилу ширина территориального моря не должна превышать 12 морских миль. Отсчет ширины производится: от линии наибольшего отлива; от условной линии внутренних вод. Особен ...

Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей
Потребительское законодательство не исчерпывается одним только Законом «О защите прав потребителей». Это целая группа нормативных актов (законов и постановлений Правительства), регулирующих отдельные отрасли потребительского законодательства. Нормы потребительского законодательства содержатся в раз ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru