Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации

Современное право » Отрасль конституционного права » Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации

Страница 2

Местное самоуправление осуществляется населением. В этих целях население использует как институты непосредственной демократии — местные референдумы и выборы, так и представительные органы, должностных лиц и т. д. Здесь не может быть какого-либо шаблона, поскольку местные сообщества отличаются друг от друга размерами территории, количеством населения, характером поселений (городских или сельских) и т. п. Но любые органы местного самоуправления обособлены от органов государственной власти и не входят в их систему. Общий принцип таков: местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Этот принцип, однако, не означает, что местное самоуправление оторвано от государства и противостоит ему. Такой подход противоречил бы в первую очередь интересам самого местного самоуправления, которое немыслимо без государственной поддержки, государственных гарантий. Прежде всего:

1. Вся деятельность местного самоуправления развивается на основе и в соответствии с законами, действующими на территории государства. Это означает, что все государственные органы, должностные лица, предприятия и учреждения, граждане и их объединения обязаны соблюдать права местного самоуправления.

2. Более того, государство своими актами может наделять местное самоуправление дополнительными полномочиями, переносить на них часть функций своих органов, передавать в муниципальную собственность новые объекты.

О разделении властей в местном самоуправлении можно говорить с очень большой натяжкой. Нельзя забывать, что здесь нет судебной ветви. Но и в распределении функций между представительными и исполнительными органами нет полной аналогии с государственным уровнем, тем более что исполнительный аппарат создается только в крупных территориальных единицах.

Местное самоуправление представляет собой достаточно сложное явление современной политической и правовой практики России. Чтобы раскрыть его природу, назначение, необходимо, по меньшей мере, ответить на три основных вопроса:

а) кто осуществляет местное самоуправление (является его субъектом);

б) на решение, каких вопросов направлено местное самоуправление; каков его объект;

в) с помощью, каких средств, инструментов осуществляется местное самоуправление, т. е. каков его механизм.

В Конституции Российской Федерации не дано развернутой характеристики субъекта местного самоуправления. В ч. 1 ст. 130 только констатируется, что местное самоуправление осуществляется населением.

Между тем законодательная регламентация этого вопроса крайне важна, ибо от нее зависят территориальные пределы местного самоуправления, его уровни. К тому же и содержание, и формы местного самоуправления, а также методы и средства его осуществления производны от условий и уровня развития его субъекта, социальных, демографических, национальных и иных характеристик населения.

По законодательству Российской Федерации о местном самоуправлении наряду с термином «население» для обозначения субъекта местного самоуправления может быть использовано и понятие «муниципальное образование». Новый Федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления устанавливает, что муниципальное образование — это городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная настоящим Федеральным законом, в пределах, которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Нетрудно заметить, что муниципальное образование составляет всю совокупность признаков ячейки местного самоуправления. Но, прежде всего, это понятие дает представление о разновидностях субъектов местного самоуправления, в качестве которых выступают городские и сельские поселения, их части, а также совокупности поселений, объединенных общей территорией, и иная населенная территория.

Эти положения Закона о муниципальном образовании конкретизируются в его ст. 12, которая определяет, что территория муниципальных образований — это города, поселки, станицы, районы (уезды), сельские округа (волости, сельсоветы) и другие муниципальные образования. Эти территории устанавливаются в соответствии с законами субъектов Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.

Страницы: 1 2 3 4

Полезно знать:

Сущность и значение прокурорского надзора
Прокурорский надзор - специфическая деятельность государственных федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени Российской Федерации и состоящая в проверке точности исполнения законов, действующих на ее территории. Прокурорский надзор - самостоятельный, специфический вид государственной д ...

Деятельное раскаяние в уголовном праве России
В Уголовном кодексе РФ деятельное раскаяние регламентируется следующим образом:1) Лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если после совершения преступления добровольно явилось с повинной, способствовало раскрытию пр ...

Изменения в законодательстве
Поправки ФЗ «О регистрации юридических лиц» Минэкономразвития и минфин согласовали поправки в законодательство, регулирующее регистрацию юридических лиц. Их цель, с одной, стороны, сохранить заявительный, а не разрешительный порядок регистрации, с другой - так изменить эти правила, чтобы их не могл ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru