Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации

Современное право » Отрасль конституционного права » Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации

Страница 3

Система местного самоуправления, таким образом, не должна сводиться к организационным структурам, а призвана отразить все многообразие субъектов отношений управления и хозяйствования на местах. Именно ориентация на население, объединенное в соответствующих муниципальных образованиях, как на первичный элемент системы местного самоуправления, его субъект, позволяет правильно определить функции, механизмы взаимодействия институтов самоуправления, а также дать точное представление о системе контроля их деятельности.

Для осуществления управленческой деятельности население соответствующих территорий должно быть каким-либо образом организовано, для чего необходимы специальные социально-политические формы и институты, главное место, среди которых занимают соответствующие органы самоуправления (представительные, исполнительные и иные).

Совмещение жителями муниципальных образований управленческих функций с другими видами общественно полезной деятельности (производственной, культурно-воспитательной и др.), а также иные социальные факторы определяют то обстоятельство, что население не может непосредственно осуществлять все функции самоуправления. Потребность разделения труда по управлению обусловливает выделение из состава населения соответствующей территории специальных лиц для осуществления в его интересах ряда управленческих функций. Таким образом, население муниципального образования как субъект самоуправления реализует управленческую деятельность и непосредственно, и через членов выборных органов, главу муниципального образования, муниципальных служащих, лиц, принимающих участие в управлении на общественных началах. Для непосредственного осуществления населением муниципального образования управленческих функций используются местный референдум, муниципальные выборы, собрания (сходы) граждан, народная правотворческая инициатива и др.

Закон устанавливает, что для защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства федеральным законом допускается ограничение прав граждан на осуществление местного самоуправления на отдельных территориях. Вместе с тем население городского, сельского поселения независимо от его численности не может быть лишено прав на осуществление местного самоуправления.

Общий конституционный критерий определения объекта местного самоуправления это — вопросы местного значения (ст. 130 Конституции). Они и составляют непосредственный объект местного самоуправления. Кроме того, в ведение органов местного самоуправления передается ряд вопросов государственного значения, перечисленных в законодательстве.

Механизм местного самоуправления наиболее развернут в законодательстве. Часть 2 ст. 130 Конституции устанавливает, что местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Законодательство о местном самоуправлении в Российской Федерации конкретизирует конституционные положения о механизме местного самоуправления. В числе форм непосредственной демократии называются не только референдум и муниципальные выборы, но и собрания (сходы) граждан, народная правотворческая инициатива, обращения граждан в органы местного самоуправления. Установлено, что для реализации функций местного самоуправления муниципальные образования создают органы местного самоуправления и наделяют их соответствующими полномочиями. В их числе: представительные органы местного самоуправления, глава муниципального образования и иные выборные должностные лица местного самоуправления, иные органы, созданные на основе устава местного самоуправления.

Федеральным законодательством предусматривается образование органов территориального общественного самоуправления, функционирующих преимущественно на низовом уровне по месту жительства граждан (улица, квартал, микрорайон).

Таким образом, исходя из Конституции и федерального законодательства России, можно выделить четыре основных блока механизма местного самоуправления в Российской Федерации:

Страницы: 1 2 3 4

Полезно знать:

Предпосылки возникновения и характерные черты абсолютизма как особой системы властвования в странах Западной Европы
На рубеже XV-XVI вв. европейский регион оказался на переломной стадии своего развития. Развертывание процесса модернизации вело к трансформации социальной структуры и экономических институтов традиционного общества, возникновению новых форм социальной мотивации, формированию новой картины мира евро ...

Договор в гражданском праве
Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (п. 1 ст. 420 ГК РФ). Необходимо учитывать, что термин "договор" используется для обозначения не только юридического факта (двусторонней и многосторонней сдел ...

Возможные пути решения выявленных проблем
Прежде всего, на порядки сузить круг сведений, относящихся к государственной тайне. Нынешнее "раздутие" объема сведений, составляющих государственную тайну, кроме экономических затрат, влечет еще ряд существенных негативных последствий. 1. Слишком большой массив секретных сведений превращ ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru