Проблема квалификациипреступления

Вместе с тем при обсуждении данного вопроса проблема нам видится совсем в ином. Фактически норма, установленная в ст.250 УК, есть частный случай мошенничества, однако в отличие от состава преступления последнего законодатель не увязал распространение ложной информации о товарах, работах и услугах с последствием (причинением ущерба либо извлечением имущественной выгоды). Например, выражение "покупайте препарат "Т" и вы похудеете за месяц" можно расценить по-разному. Действительно, кто­то может поверить такой рекламе и, следовательно, впасть в состояние заблуждения, но этого может и не произойти.

Дело, однако, в другом: как доказать обман? Ведь вполне может оказаться, что все доказательства будут основываться лишь на одном заявлении потерпевшего. Не будем забывать о том, что любой обман предполагает сообщение заведомо ложной информации, однако в случае с мошенничеством такой обман всегда связан с ущербом со стороны собственника. Получается, что ст.250 УК устанавливает ответственность лишь за само преступное состояние, которое никак не связано с какими-либо последствиями.

В ситуации, когда с такого рода обманом (распространением заведомо ложной информации о товарах, работах, услугах) мы сталкиваемся каждый день и на каждом шагу, а количество лиц, привлекаемых к ответственности по ст.250 УК, крайне невелико, невольно возникает вопрос об эффективности данной нормы и смысле ее существования. Можно сказать, что практически в обществе сегодня никто не считает рассматриваемые в настоящей статье действия преступлением, так как мы имеем дело не с обманом, а с ложью (неправдой).

С другой стороны, ст.250 УК вступает в конкуренцию со ст.257 УК (Обман потребителей), и различать названные составы также необходимо, хотя порой это сделать не так уж и легко. Один из критериев такого разграничения состоит в том, что распространение ложной информации о товарах и услугах адресовано не конкретному потребителю, а неопределенному кругу лиц, а обман потребителя направлен на причинение вреда конкретному потерпевшему.

Таким образом, мы имеем дело с уникальной ситуацией: распространение ложной информации о товарах и услугах всегда предшествует мошенничеству или обману потребителей, однако определить на практике, с чем же мы имеем дело, не всегда возможно.

Так, если рекламодатель предоставляет для размещения в рекламном источнике информацию о заведомо отсутствующих у него товарах, работах или услугах, то, с одной стороны, можно сказать, что это есть приготовление к мошенничеству (ст. 209 УК), а с другой - распространение ложной информации о товарах и услугах (ст.250 УК), или же вообще, такого рода действия следует квалифицировать по совокупности преступлений (ст. 209, 250 УК).

Не совсем понятно, как необходимо преодолевать конкуренцию ст.250 УК с административным деликтом - ст.12.15 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (нарушением законодательства о рекламной деятельности), поскольку распространение тем же рекламодателем (рекламопроизводителем, рекламораспространителем) заведомо ложной информации всегда будет связано с нарушением законодательства о рекламной деятельности.

А вопрос о приоритете одной отрасли права над другой в данном случае остается нерешенным, как, впрочем, не предложен и критерий, позволяющий такое отграничение провести.

Проблема состоит в том, что распространение ложной информации о товарах и услугах есть частный случай более общего - мошенничества или обмана потребителей, причем такая часть всегда будет составлять целое. Видеть лишь предназначение ст.250 УК в адресате - широком круге лиц, на которых распространяется заведомо ложная информация, - не совсем правильно, так как в конечном счете мы все равно упремся в конкретное лицо (гражданина или организацию), которое было введено в заблуждение. Иначе никогда не удастся применить ст.250 УК.

Нельзя обмануть многих, когда реально никто обманут быть не может. Таким образом, получается замкнутый круг, поскольку если кого-то уже обманули, то это есть мошенничество или обман потребителей.

Полезно знать:

Международные стандарты в области прав человека и их строение в международных документах
Международные стандарты - международно-правовые обязательства, развивающие и конкретизирующие принцип уважения прав человека. Стандарты могут быть: универсальные - признанные во всем мире. региональные - вытекающие из традиций уровня развития какой-либо группы стран, могут быть более широкими, конк ...

Товарный кредит
В хозяйственной деятельности иногда возникает потребность во временном заимствовании не денежных средств, а сырья, материалов, семян и тому подобных вещей в натуре. При этом получатель нередко заинтересован в стабильности таких отношений, которую не может обеспечить реальный договор займа. В таких ...

Обзор состояния здоровья населения Российской Федерации
Ожидаемая продолжительность жизни (показатель средней продолжительности предстоящей жизни) - важнейший интегральный демографический показатель, характеризующий уровень смертности населения. Упрощенно говоря, он обозначает среднее количество лет предстоящей жизни человека, достигшего данного возраст ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru