Конституционная система государственных органов российской федерации

Современное право » Отрасль конституционного права » Конституционная система государственных органов российской федерации

Страница 1

Ответ: Многообразная деятельность любого государства, в том числе и Российской Федерации, реализуется, прежде всего, через систему его государственных органов. Орган государства (государственный орган) представляет собой организационно и структурно обособленную часть государственного механизма, наделенную в установленном Конституцией России порядке государственно-властными полномочиями, правовыми и материально-финансовыми средствами, для осуществления задач и функций государственной власти Российского государства.

Цели изучения органов Российской Федерации наукой и учебной дисциплиной конституционного права определяются главным образом характером и объемом конституционного регулирования.

В Конституции Российской Федерации регулируются следующие основные стороны организации и деятельности органов Российской Федерации:

а) закрепляется общее назначение органов государственной власти как средств, инструментов осуществления народовластия, народного суверенитета (ст. 3);

б) устанавливаются основные принципы организации и деятельности государственных органов, как Российской Федерации, так и ее субъектов (разделение властей, участие граждан в управлении государством, законность деятельности и др.) (ст. ст. 3, 10, 15);

в) разграничиваются предметы ведения и полномочия между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов (ст.ст. 5, 71, 72. 73, 76);

г) определяется характер взаимоотношений федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации как звеньев единой вертикальной системы, функционирующей в пределах исключительных полномочий Российской Федерации и предметов ее совместного с субъектами ведения (ст. 77);

д) учреждается структура государственных органов и правовой статус важнейших федеральных органов государственной власти России: Президента, палат Федерального Собрания, Правительства, Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда (гл. гл. 4, 5, 6, 7).

Совокупность названных норм основного закона образует соответствующий конституционный институт — основы системы государственных органов Российской Федерации. Содержание этого института конкретизируется как в нормах и институтах государственного права (в части детального регулирования организации и деятельности органов законодательной (представительной) власти России и ее субъектов, а также президентов - глав государств, Конституционных судов), так и в нормах и институтах иных отраслей права (например, административного в части вопросов функционирования исполнительной власти). Что же касается иных органов судебной системы, а также прокуратуры, то регулирование их деятельности носит межотраслевой характер: организационная структура, устройство - предмет государственного права; компетенция, формы деятельности - гражданского процессуального, уголовно-процессуального, административного и иных отраслей права.

Легко убедиться, что конституционные положения о государственных органах России, их месте в государственном механизме наиболее принципиальны, важны. Они выступают в качестве отправных установок для более детального регулирования статуса, различных сторон деятельности государственных органов как на уровне федерального законодательства (см. Федеральный конституционный закон о Конституционном Суде Российской Федерации и др.), так и на уровне субъектов Федерации (конституции республик, уставы краев, областей). При этом, однако, следует иметь в виду, что если деятельность Президента, Федерального Собрания, Конституционного Суда целиком регулируется в рамках государственного права, то деятельность Правительства, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации детально регламентируется за пределами государственного права, в сфере действия соответственно административного, гражданского процессуального, уголовно-процессуального и иных отраслей российского права.

У науки государственного права свой подход к изучению органа государства. Он состоит в раскрытии его конституционного статуса. Конечно же, элементы этого статуса выделяются исходя из общетеоретического понимания органа государства.

Для органа Российского государства характерны следующие основные черты, закрепленные в Конституции Российской Федерации и образующие элементы его конституционного статуса.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезно знать:

Социальное партнерство государства и религиозных объединений
В настоящее время в России одним из основных направлений развития государственно-конфессиональных отношений является сотрудничество государства и религиозных объединений. Некоторые религиозные организации, особенно РПЦ, приобрели немалое политическое влияние и особый статус, несмотря на положения с ...

Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним, и особенности их применения
Законодательство об уголовной ответственности несовершеннолетних в последние годы подверглось весьма существенной гуманизации и либерализации. Вместе с тем, реакция государства на преступность должна быть адекватной, и соответственно рост преступности, либо ее стабильно высокие показатели не должны ...

Методы оценки рыночной стоимости недвижимости
Выделяют три основных метода оценки рыночной стоимости недвижимости: метод сравнения затратный метод метод капитализации доходов. Основной метод оценки - это метод сравнительного анализа продаж (САП). Этот метод применим в том случае, когда существует рынок земли и недвижимости, существуют реальные ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru