Конституционная система государственных органов российской федерации

Современное право » Отрасль конституционного права » Конституционная система государственных органов российской федерации

Страница 2

Во-первых, в Конституции, других нормах государственного права определен особый, установленный государством, порядок образования, формирования государственных органов. Помимо этого порядка орган государства появиться не может. Отступление от данного правила означало бы нарушение требований ч. 4 ст. 3 Конституции о том, что «никто не может присваивать власть в Российской федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону». В Конституции определены способы формирования практически всех основных федеральных органов государственной власти. Президент и Государственная Дума Федерального Собрания избираются непосредственно гражданами на основе всеобщих выборов, судьи Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются на должность Советом Федерации. Этот же орган назначает Генерального прокурора России по представлению Президента. Более сложен порядок формирования Правительства Российской Федерации: Председателя Правительства Президент назначает с согласия Государственной Думы, а члены Правительства назначаются Президентом по представлению Председателя Правительства.

Порядок образования органа имеет важное значение для его конституционного статуса, поскольку определяет источник и природу полномочий. Органы, формируемые непосредственно народом, имеют источником своих полномочий его суверенную волю. Порядком формирования Правительства во многом определяются его подотчетность и подконтрольность.

Во-вторых, государственный орган создается для осуществления определенных задач, функции государственной власти, деятельности государства. Так, ст. 80 Конституции устанавливает, что Президент Российской Федерации является гарантом ее Конституции, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности. Федеральное Собрание определяется как парламент Российской Федерации, ее представительный и законодательный орган (ст. 94), а Правительство - как орган исполнительной власти (ст. 110). Функции государственных органов субъектов Российской федерации закрепляются в конституциях республик в составе России, уставах краев и областей, иных субъектов Федерации, их законодательных актах, посвященных статусу этих органов. Закрепляя назначение органа, его место в государственном механизме, конституционные нормы о функциях во многом определяют и иные качественные характеристики государственного органа (его компетенцию, организационную структуру).

В-третьих, важнейшим конституционным признаком государственного органа является его компетенция. Функции не могут рассматриваться в качестве непосредственного правового основания деятельности соответствующего органа государства; в отличие от общественных организаций работа любого государственного органа связана с использованием государственно-властных полномочий — весьма «сильнодействующего» средства управления, включающего возможность применения и государственного принуждения. Поэтому Конституция исходит из того, что правовой статус органа должен включать четкую, детальную регламентацию меры использования им своих полномочий. Это достигается за счет наделения каждого государственного органа соответствующими правами (которые зачастую одновременно являются для него и обязанностями), установления сферы применения данных прав (предметов ведения) и территориальных пределов их использования. Компетенция, таким образом, является юридическим выражением функций государственного органа.

В учебной литературе по конституционному праву в качестве признака органа государства зачастую рассматриваются не компетенция, а государственно-властные полномочия. Последние предполагают возможность государственного органа:

а) непосредственно решать конкретные вопросы государственной и общественной жизни;

б) принимать индивидуальные и нормативные правовые акты, имеющие обязательную юридическую силу для других государственных органов, должностных лиц, общественных организаций и граждан;

в) совершать иные действия, имеющие юридическое значение (выдача документов, удостоверение юридических фактов, регистрация общественных объединений и т. д.);

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Полезно знать:

Формы реализации уголовной ответственности в отношении юридических лиц
Под реализацией уголовной ответственности следует понимать деятельность компетентных органов по применению к лицу, совершившему преступление, конкретных мер уголовной ответственности. Основной формой реализации уголовной ответственности выступает назначение и отбытие лицом уголовного наказания, осн ...

Условия для избрания меры пресечения
1. В исключительных случаях при наличии оснований, предусмотренных статьей 97 настоящего Кодекса, и с учетом обстоятельств, указанных в статье 99 настоящего Кодекса, мера пресечения может быть избрана в отношении подозреваемого. При этом обвинение должно быть предъявлено подозреваемому не позднее 1 ...

Правовые основы принципа публичности
Принципы - это основные положения уголовно-процессуального права, определяющие социальную сущность и политическую направленность деятельности по расследованию и разрешению уголовных дел, закрепленные в нормах уголовно-процессуального права. Глава 2 УПК РФ закрепила принципы уголовного судопроизводс ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru