Конституционная система государственных органов российской федерации

Современное право » Отрасль конституционного права » Конституционная система государственных органов российской федерации

Страница 3

г) путем использования организационных, материально-финансовых рычагов, методов убеждения и принуждения обеспечивать выполнение принимаемых решений, осуществлять контроль их реализации.

Конституции России, ее законам, указам Президента и постановлениям Правительства России, конституциям республик в составе России, уставам краев и областей, иных субъектов Федерации, законам субъектов Российской Федерации принадлежит важная роль в определении компетенции государственных органов. Что же касается Конституции Российской Федерации, то в ней исчерпывающим образом определяется лишь компетенция Президента, палат Федерального Собрания и Конституционного Суда. Полномочия же остальных федеральных органов (Правительства, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда) определены самым общим образом, а в деталях регулируются специальными законами (законами о Правительстве, о Верховном Суде, об арбитражном суде, Арбитражным процессуальным кодексом и др.). Исключением является прокуратура, функции и статус которой, Конституция не определяет вообще, указывая при этом на ее построение в качестве единой централизованной системы. В условиях углубления судебной реформы, изменения функций прокуратуры ее статус вряд ли и целесообразно закреплять исчерпывающим образом в таком долговременном акте, как Конституция.

В-четвертых, важным признаком государственного органа является особый, установленный государством порядок его деятельности, отступить от которого он не вправе. Составной частью этого порядка являются принимаемые органом правовые акты, имеющие различную юридическую силу и функциональное назначение. Применительно к федеральным органам государственной власти России данный признак тоже отражен в Конституции и выступает существенной характеристикой конституционного статуса этих органов.

Необходимо иметь в виду, что степень правовой регламентации, формализации порядка, процедуры деятельности государственных органов различна. Она более высока применительно к законодательным (представительным) органам, а также судебным органам. Законодательные (представительные) органы действуют в специфическом сессионном порядке, достаточно подробно расписанном в специальных актах (например, Регламенте Государственной Думы, Регламенте Совета Федерации), судебные органы рассматривают гражданские и уголовные дела в рамках специальной процедуры - уголовного и гражданского судопроизводства.

Весьма детально регулируется в нормах конституционного права и принятие органом государства правовых актов, в которых его деятельность находит практическое воплощение, особо подробно принятие законов как актов высшей юридической силы, регулирующих наиболее важные общественные отношения. Конституция Российской Федерации, конституции республик в ее составе, уставы краев и областей, акты текущего законодательства устанавливают круг субъектов законодательной инициативы, процедуру прохождения законопроектов, порядок их принятия, опубликования и вступления в силу. Нормами уголовно-процессуального и гражданского процессуального законодательства урегулированы виды, порядок принятия и юридическая природа судебных актов. Более тщательного правового закрепления, определения юридической природы и оснований появления требует принятие актов Президента России (указов, распоряжений).

В-пятых, признаком каждого государственного органа является его структура, внутренняя организация, которая тоже закрепляется в конституциях, уставах, иных нормативных актах. Структура — устройство государственного органа — производна от выполняемых им функций, имеющегося объема полномочий, компетенции. Структура государственных органов может быть весьма простой (прокурор района) иди довольно сложной (двухпалатная структура Федерального Собрания, комитеты, комиссии каждой из палат и т. д.). Чем выше место органа в вертикальной иерархии, тем, как правило, сложнее его структура.

Совокупность всех органов государства, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой в ходе осуществления государственной власти, образует систему органов Российской Федерации. Многообразие государственных дел, значительный размер территории определяют необходимость большого числа государственных органов, специализирующихся на выполнении определенных функций, участков работы. Вся эта совокупность органов должна действовать как единый организм, целостная система. Для этого Конституцией создаются определенные правовые предпосылки. В качестве таковых выступают:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Полезно знать:

Серийные убийцы ХХ века
Серийное преступление — это многоэпизодные преступные деяния (количество эпизодов не меньше трёх), совершаемых одним субъектом по неочевидным мотивам, в ходе которых объектом посягательств оказывается человек, ранее не знакомый субъекту, а время между эпизодами убийств превышает интервал, необходим ...

Понятие, источники и правовые принципы международного космического права
Международное космическое право – система международных принципов и норм, устанавливающих основы космического сотрудничества государств, а также правовой режим космического пространства, включая небесные естественные и искусственные тела, космонавтов, и регулирующих права и обязанности участников к ...

Договор морской перевозки груза с использованием коносамента
“Одной из организационных форм морских перевозок грузов является линейное судоходство. Главное ее достоинство – это регулярность перевозок, возможность планирования транспортной деятельности, высокая эффективность работы всех звеньев производственного процесса.” Линейное судоходство необходимо для ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru