Конституционная система государственных органов российской федерации

Современное право » Отрасль конституционного права » Конституционная система государственных органов российской федерации

Страница 4

а) общий правовой режим деятельности органов государства, формируемый Конституцией России, соответствующими ей конституциями республик, уставами краев, областей, иных субъектов Федерации, законодательством России и ее субъектов;

б) «разделение труда» в системе государственных органов путем наделения каждого органа определенной компетенцией;

в) установление иерархии правовых актов, принимаемых всеми органами;

г) закрепление организационных связей внутри системы органов.

Например, органы исполнительной власти действуют на основе подчиненности нижестоящих органов вышестоящим органам. Президент осуществляет координационную функцию на федеральном уровне.

Система государственных органов Российской Федерации обусловлена многими факторами.

Прежде всего, она формируется для реализации основных функций государственной власти:

- регулятивной, связанной с принятием нормативных актов, правил поведения людей;

- организаторской, обеспечивающей исполнение принимаемых актов, решений;

- охранительной, заключающейся в обеспечении правопорядка, безопасности граждан, защите их прав и свобод.

Названные функции лежат в основе соответствующих видов (форм) государственной деятельности — правотворческой, организаторской (исполнительной, распорядительной), правоохранительной. Перечисленные функции и виды государственной деятельности определяют первичную специализацию государственных органов, связаны с формированием ветви исполнительной власти, выделением блока правоохранительных органов, в подсистему которых, входят органы суда, прокуратуры, органы внешней разведки и контрразведки, таможенные органы, и др.

Вместе с тем, сами по себе, функции государственной власти и виды государственной деятельности еще не определяют конституционную систему государственных органов России. Например, сама по себе нормотворческая деятельность осуществляется не каким-либо одним, а несколькими видами государственных органов.

Вторым важным фактором, формирующим конституционную систему органов Российской Федерации, является принцип разделения властей. Для осуществления функций государственной власти ее отдельные звенья наделяются комплексом полномочий и вправе действовать самостоятельно, во многом независимо друг от друга, сохраняя рычаги взаимного сдерживания и контроля. Разделение властей как одна из основ конституционного строя России обусловливает выделение в государственном механизме органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Названные виды государственных органов образуют основу конституционной системы органов Российского государства.

Третьим важным фактором, влияющим на конституционную систему государственных органов России, является координация, взаимодействие разделенных властей. При всей специализированности ветвей власти и соответствующих государственных органов они остаются звеньями единой системы, нуждающейся в повседневной координации. В России эту функцию выполняет Президент, являющийся главой государства (ст. 80 Конституции). В его распоряжении имеется ряд полномочий, дающих ему возможность влиять на функционирование как законодательной (право законодательной инициативы, право подписи принятых законов и право вето), так и судебной (представление Совету Федерации кандидатур для назначения на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, назначение судей других федеральных судов) власти. Что же касается исполнительной власти, то с ней Президент связан наиболее тесно структурно и функционально и фактически может направлять ее работу.

Объем функций и полномочий Президента, закрепленных в гл. 4 Конституции, а так же то обстоятельство, что он напрямую не отнесен ни к одной из ветвей власти, позволяют в ряде случаев вести речь о выведении института Президента из системы разделения властей, о формировании особой, «президентской» ветви власти.

Это привело к ограничению действия принципа разделения властей в России. Обладая эффективными средствами сдерживания законодательной и судебной властей и, по сути, контролируя деятельность исполнительной власти, сам Президент во многом выведен из сферы действия этой системы. За исключением института отрешения от должности, обставленного рядом усложненных процедур, у Федерального Собрания и судебной власти нет рычагов воздействия на деятельность главы государства.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Полезно знать:

Формы реализации уголовной ответственности в отношении юридических лиц
Под реализацией уголовной ответственности следует понимать деятельность компетентных органов по применению к лицу, совершившему преступление, конкретных мер уголовной ответственности. Основной формой реализации уголовной ответственности выступает назначение и отбытие лицом уголовного наказания, осн ...

Научные концепции понимания вины коллективного субъекта права
Вина – это психическое отношение лица к совершаемому им конкретному противоправному деянию и к его последствиям, выраженное в форме умысла или неосторожности, в котором проявляется антисоциальная направленность деятельности виновного. Об определении вины как психическом отношении лица к совершаемом ...

Понятие договора мены, его признаки
Под договором мены понимается гражданско-правовой договор, в соответствии с которым каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой (п. 1 ст. 567 ГК). В реальном имущественном обороте предприниматели предпочитают пользоваться понятием «бартерные сделк ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru