Конституционная система государственных органов российской федерации

Современное право » Отрасль конституционного права » Конституционная система государственных органов российской федерации

Страница 5

И, наконец, четвертый, весьма важный фактор, оказывающий влияние на конституционную систему государственных органов России,— ее федеративное государственное устройство. У субъектов Федерации фактически существуют свои самостоятельные органы законодательной, исполнитель-вой и судебной власти, обеспечивающие потребности соответствующей республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. Разнообразие видов субъектов Федерации, их национальные и региональные особенности вносят существенные различия, как в название соответствующих органов, так и в их организационную структуру, формы и методы деятельности. Зафиксированный в Конституции 1993 года принцип равноправия субъектов Федерации оказывает существенное влияние на выравнивание уровней государственной организации республик в составе России, с одной стороны, и бывших административно-территориальных единиц, а ныне субъектов Федерации - краев и областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - с другой. Последние получили право, как и республики, принимать свои законы, создали органы законодательной власти и т. д. Вместе с тем эти различия еще не вполне преодолены и будут ликвидироваться постепенно.

Таким образом, конституционная система государственных органов Российской Федерации основывается на двух классификационных критериях.

1. По предметному, функциональному признаку она включает органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Органами законодательной власти являются Федеральное Собрание Российской Федерации (Государственная Дума и Совет Федерации); парламенты - органы законодательной власти республик в составе Российской Федерации (например, Государственный Совет Республики Татарстан, Народный Хурал Республики Бурятия); законодательные (представительные) органы других субъектов Российской Федерации (краевые, областные, городские думы, законодательные собрания и др.). Главная особенность этих органов состоит в выполняемой ими функции - осуществлении законодательной деятельности, т.е. принятии актов высшей юридической силы - законов, регулирующих наиболее важные общественные отношения. Все органы законодательной власти являются выборными, т. е. избираются непосредственно населением на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Этим определяется и характеристика органов законодательной власти как представительных. Перед органами законодательной власти несут ответственность правительство и другие органы исполнительной власти, в отношении которых первые, как правило, наделяются контрольными полномочиями (в Российской Федерации они в значительной мере ослаблены). Все органы законодательной власти коллегиальные, принимают решения большинством голосов.

Органами исполнительной власти являются: Правительство Российской Федерации; правительства республик в её составе, а также правительства ряда иных субъектов России (правительство Свердловской области, правительство Москвы и др.); администрации краев, областей, округов; министерства, государственные комитеты, и иные центральные органы исполнительной власти, включая их подразделения в субъектах Федерации; комитеты, отделы, управления, и иные отраслевые и функциональные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Хотя, как уже отмечалось, институт Президента Российской Федерации не относится напрямую к ветви исполнительной власти, нельзя не учитывать специфики его взаимоотношений с ней. Именно с органами исполнительной власти он связан наиболее тесно, его функции в этой сфере заключены, прежде всего, в осуществлении общего руководства деятельностью Правительства и других звеньев исполнительной власти.

Основное назначение исполнительных органов - деятельность по организации исполнения Конституции, других законов, иных нормативных актов Российской Федерации, государственного бюджета, программ экономического и социального развития, решение повседневных, оперативных вопросов обеспечения жизнедеятельности государства. Для осуществления этой деятельности исполнительные органы наделяются властными полномочиями распорядительного характера, дающими им возможность распоряжаться материальными, финансовыми ресурсами, управлять имуществом и т. д.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Полезно знать:

Процессуальное соучастие
Обычно суд рассматривает одно или несколько требований одного истца к одному ответчику. Имеется, однако, еще ряд сочетаний сторон и требований в зависимости от их числа. Суд может рассмотреть одно или несколько требований одного истца к нескольким ответчикам, нескольких истцов к одному ответчику и, ...

Правовое положение иностранцев
С позиций международного частного права к физическим лицам относятся все участники соответствующих правоотношений независимо от их гражданства, это могут быть российские граждане, граждане других государств и лица без гражданства, беженцы, лица, которым предоставляется политическое убежище. Иностра ...

Роль прокурора в гражданском процессе
В соответствии с ч. 1 ст. 129 Конституции Российской Федерации (далее Конституция РФ) прокуратура составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Ге­неральному прокурору РФ. Осуществляя надзор за исполнением законов, прокуроры выявляют нарушения законно ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru