Президент Российской Федерации. Определите статус и полномочия Президента РФ в системе федеральных органов государственной власти

Современное право » Отрасль конституционного права » Президент Российской Федерации. Определите статус и полномочия Президента РФ в системе федеральных органов государственной власти

Страница 1

Ответ: Термин «президент» происходит от латинского, что буквально означает «сидящий впереди». В современном значении президент — это единоличный глава государства, получающий свои полномочия путем выборов. Родиной института президентства справедливо считают США. Конституция этой страны 1787 года, в отличие от других государств того времени, где исполнительная власть повсеместно имела монархический, наследственный характер, установила принцип выборности населением главы государства и федеральной исполнительной власти.

В Российской Федерации институт президентства был учрежден по результатам всенародного голосования (референдума), проведенного 17 марта -1991 г. Статус Президента РСФСР определялся специальным Законом «О Президенте РСФСР», основные положения которого затем были включены в текст Конституции РСФСР. В настоящее время порядок избрания, компетенция и основания прекращения полномочий Президента Российской Федерации регулируются гл. 4 Конституции 1993 года «Президент Российской Федерации». Конституция России 1993 года не предусматривает принятия специального закона о Президенте, однако, отдельные вопросы его статуса, деятельности аппарата главы государства регулируются специальными нормативными актами (главным образом указами).

Правовой статус Президента России основан на учете мирового опыта организации президентской власти. Как и во многих других странах, имеющих институт президентства, в России используется право отлагательного вето, дающее возможность главе государства не подписывать закон, а передавать его на повторное рассмотрение парламента. Из зарубежного опыта восприняты содержащиеся в Конституции Российской федерации процедура импичмента - отрешения Президента России от должности, институт обращения с посланием к парламенту и др. Вместе с тем устройство президентской власти в России весьма специфично, отражает российские условия политической жизни и не дает оснований говорить о механическом копировании опыта какой-либо страны.

Выделим основные черты, особенности организации института президентства в Российской Федерации, нашедшие свое закрепление в Конституции 1993 года.

1. Российская конструкция президентской власти сочетает в себе признаки различных классических моделей института президентства.

Наука государственного права выделяет три формы института президентства:

- «чистые» президентские республики, имеющие сильного президента, наделенного широким объемом прав, в том числе по формированию кабинета министров (США, Мексика, Коста-Рика и др.);

- парламентские республики, — имеющие президента с узким кругом полномочий, не обладающего правами по формированию правительства, которым занимается парламент (Австрия, ФРГ, Индия, Ирландия и др.);

- так называемые смешанные, полупрезидентские республики, где парламент играет существенную роль в формировании правительства, однако президенту республики принадлежат значительные полномочия в осуществлении государственной власти (Франция, Португалия, Финляндия и ДР.).

По ряду основных позиций российская модель, безусловно, тяготеет к чисто президентской республике. Ее главная черта — контроль формирования и деятельности правительства. В Конституции Российской Федерации Президент характеризуется как глава государства (ст. 80, ч. 1). Однако согласно ей. Президент определяет структуру Правительства, назначает и освобождает от должности его членов, принимает решение о его отставке. Назначение Председателя Правительства осуществляется с согласия Государственной Думы, но и здесь механизм разрешения разногласий таков, что решающее слово остается за Президентом. До принятия Федерального закона об общих принципах организации системы государственной власти субъектов Российской Федерации, который определит порядок избрания глав исполнительной власти субъектов Федерации, Президент осуществляет обширные полномочия и по руководству деятельностью глав администраций краев и областей. По Указу Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 г. «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации», главы администраций краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, непосредственно подчинены не только Правительству Российской Федерации, но и Президенту. Именно он назначает и освобождает их от должности.

Тем не менее, говорить о полном соответствии российской модели организации власти чистой президентской республике было бы не вполне обоснованно. В России, в отличие от США и других президентских республик, глава государства не является одновременно главой правительства, а право председательствовать на его заседаниях отнюдь не тождественно функции непосредственного руководства. Отличительная особенность взаимоотношений парламента и Президента в России — наличие элементов политической ответственности Правительства не только перед Президентом, но и перед парламентом. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству, решение о котором принимается большинством голосов от общего числа ее депутатов (450).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезно знать:

Особенности договора пожизненного содержания с иждивением
По договору пожизненного содержания с иждивением получатель ренты – гражданин передает принадлежащие ему жилой дом, квартиру, земельный участок или иную недвижимость в собственность плательщика ренты, который обязуется осуществлять пожизненное содержание с иждивением гражданина и (или) указанного и ...

Договор товарищества
Это когда две или несколько сторон, объединяют свои вклады и усилия для извлечения прибыли или иной цели, дозволенной законом. Вкладом в товарищество служило все то, что сторона вносила в общее дело. Внесенное имущество, которым обладало товарищество, а также достигнутая в результате совместной дея ...

Понятие, содержание и значение принципов в уголовном праве
История советской науки показывает, что и в рамках юридического позитивизма возможны различные точки зрения на понятие правового принципа. Так, некоторые авторы рассматривают принципы права как воплощенные в нем юридические идеи, которые являются отправными в законотворчестве и правоприменении. Дру ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru