Президент Российской Федерации. Определите статус и полномочия Президента РФ в системе федеральных органов государственной власти

Современное право » Отрасль конституционного права » Президент Российской Федерации. Определите статус и полномочия Президента РФ в системе федеральных органов государственной власти

Страница 2

Институт президентства в России сочетает черты как президентской, так и полупрезидентской республики.

2. Согласно ст. 80 Конституции Российской Федерации, Президент является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина.

Роль Президента как гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина весьма многогранна. Прежде всего, это положение ст. 80 обращено к деятельности самого главы государства, которая должна строго соответствовать Конституции и быть направлена на обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

Выступая в роли гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент вправе оценивать содержание деятельности подотчетных ему органов (Правительства, Совета Безопасности), а также руководителей тех государственных структур, по которым глава государства вносит предложения о кадровых назначениях. Например, если Президент считает, что Генеральный прокурор Российской Федерации не организовал в должной мере работу прокуратуры по обеспечению, защите конституционных прав и свобод граждан, он вправе внести в Совет Федерации предложение об освобождении его от занимаемой должности.

Президент России обладает и рядом других правовых возможностей оказывать влияние на уровень конституционной законности в стране, реализацию прав и свобод человека и гражданина. Через послание Федеральному Собранию он может изложить свое видение этой проблемы и ориентировать парламент на реализацию первоочередных законопроектов в той или иной сфере общественной жизни. Реализуя право законодательной инициативы, глава государства может вносить проекты законов об изменениях и дополнениях Конституции, федеральных конституционных и федеральных законов. Контролируя Правительство, Президент оказывает значительное влияние на формирование проекта государственного бюджета, расходование государственных средств, непосредственно затрагивающих уровень социальной поддержки населения, реализацию социально-экономических прав граждан. В арсенале Президента и такие инструменты защиты прав граждан, как решение вопросов гражданства и политического убежища, осуществление помилования и др.

3. Президент Российской Федерации обеспечивает охрану ее суверенитета, независимости и государственной целостности (ч. 2 ст. 80 Конституции).

Речь идет о деятельности Президента, касающейся сохранения единого правового пространства, четкого разграничения полномочий центра и республик, соблюдения ими федеральных законов.

На деятельность Президента России важное влияние оказывает и такая особенность Российской Федерации, как наличие в ее составе субъектов разного вида, в связи с этим Президенту приходится иметь дело с различными видами правовых отношений с субъектами Федерации, использовать различные формы и методы работы.

На деятельность Президента по охране и защите суверенитета, независимости и государственной целостности России влияет и незавершенный характер федеративных преобразований в ней. С этим, в частности, связаны и различные конфликтные ситуации, территориальные споры, стремление ряда субъектов Федерации повысить свой статус, в том числе и с нарушением соответствующих конституционных норм и процедур (например, провозглашение Уральской и Вологодской республик). Отсюда вполне оправдано закрепление за Президентом полномочий по использованию согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектами, между органами власти субъектов Федерации (ст. 85, ч. 1, Конституции).

Закрепляя функцию Президента по охране суверенитета, независимости и государственной целостности Российской федерации, основной закон гласит, что она реализуется «в установленном Конституцией Российской Федерации порядке». Это означает, что перечень, набор действий главы государства в данной сфере должен быть основан на конкретных нормах Конституции, в том числе и прямо закрепляющих его компетенцию.

4. Президент Российской Федерации в соответствии со ст. 80 Конституции обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. В Российской Федерации координационные функции возлагаются на Президента как главу государства. Для этого он наделяется полномочиями (ст.ст. 83, 84 Конституции), дающими ему возможность оказывать влияние на все ветви власти. Безусловно, соответствующие полномочия Президента - это и его обязанности, их исполнение является средством осуществления конституционных прав Государственной Думы и Совета Федерации, закрепленных в ст.ст. 102 и 103 Конституции.

Необходимость подобной же координации возникает и применительно к такому важному вопросу, как законодательная деятельность. В этом вопросе крайне важно использовать потенциал всех властей, соединить наработки и профессионализм исполнительной власти с возможностями депутатов высказывать решающее слово о судьбе законопроектов. Кроме того, через право вернуть Государственной Думе законопроект со своими замечаниями (право отлагательного вето) он имеет возможность известным образом отстаивать свою точку зрения по поводу содержания того или иного законопроекта.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Полезно знать:

Ограничения по территории и сроку действия
На территории Российской Федерации действуют исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, установленные международными договорами Российской Федерации и Гражданским кодексом (ст. 1231 ГК РФ). При признании исключительного права на результат интеллектуальной деятельности в соотв ...

Источники авторского права
Для российского гражданского права характерно расположение законов и подзаконных нормативных актов в строго определенной иерархической системе по мере убывания их юридической силы. Поэтому первым и основополагающим источником авторского права является Конституция РФ. Статья 44 Конституции РФ гарант ...

Институт иностранных инвестиций в Республике Беларусь
Для понимания особенностей современного подхода белорусского законодателя к регламентации иностранных инвестиций, следует иметь в виду, что он является результатом эволюции регулирования порядка создания и деятельности на территории бывшего СССР так называемых совместных предприятий. Главным источн ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru