Президент Российской Федерации. Определите статус и полномочия Президента РФ в системе федеральных органов государственной власти

Современное право » Отрасль конституционного права » Президент Российской Федерации. Определите статус и полномочия Президента РФ в системе федеральных органов государственной власти

Страница 3

Наличие широких полномочий, рычагов воздействия на все ветви власти дает основание говорить, как уже отмечалось, о выведении Президента Российской Федерации из общей системы разделения властей, возвышении над всеми ее ветвями. Давая возможность обеспечить единство разделенных ветвей государственной власти, подобная организация института президентства в известной мере ослабляет систему «сдержек и противовесов», контроль деятельности главы государства со стороны других федеральных органов.

5. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства (ч. 3 ст. 80).

Эта конституционная формулировка отнюдь не означает, что глава государства единолично решает вопрос о внутреннем и внешнеполитическом курсе России. Определение этого курса есть результат сложного процесса взаимодействия различных политических сил и ветвей государственной власти.

Основные параметры, направления государственной политики России определены в ее Конституции, которая является не только юридическим, но и отправным политическим документом, выражающим известный компромисс различных политических сил. Поэтому шаги Президента, нацеленные на определение основных направлений государственной политики, ограничены действующей Конституцией.

Президент России обладает большим числом полномочий для определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации. Они касаются кадровой политики, утверждения главных направлений военной политики, руководства внешнеполитической деятельностью, участия в формировании правовой политики, руководства текущей социально-экономической политикой.

Отмеченные черты конституционного статуса Президента Российской Федерации, закрепленные, в общем виде, в ст. 80 Конституции, во многом характеризуют специфику организации и функционирования института президентства в России. Что же касается нормы ч. 4 этой статьи о том, что Президент России как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях, то она отражает общепринятую мировую практику.

Предусмотренный ч. 4 ст. 81 Конституции 1993 года Федеральный закон о выборах Президента России принят 21 апреля 1995 г. Поэтому в настоящее время и Конституция России (ст.ст. 32, 81, 82), и данный Закон определяют срок полномочий Президента, порядок его избрания и вступления в должность. Кроме того, общие принципы организации и проведения выборов главы государства определяются и Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации».

Конституция 1993 года устанавливает, что Президент России избирается сроком на четыре года.

Ограничение срока полномочий Президента, как и норма ч. 3 ст. 81 Конституции о том, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента России более двух сроков подряд, являются важными правовыми барьерами, исключающими превращение института президентской власти в пожизненную должность.

Конституция 1993 года установила, что избрание Президента осуществляется гражданами России на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Кроме перечисленных принципов избирательного права в Конституции закреплен ряд требований (цензов), предъявляемых к кандидату на пост Президента России. Основной закон требует, чтобы кандидат в президенты в обязательном порядке был гражданином России.

Конституцией Российской федерации устанавливается ценз оседлости (т. е. требование постоянного проживания на территории страны в течение определенного срока). Этот срок составляет 10 лет. Конституция не определяет, идет ли речь о непрерывном сроке или возможно его составление из отдельных временных отрезков.

Конституция России устанавливает и возрастной ценз для главы государства: Президент не может быть моложе 35 лет. Данное требование обусловлено спецификой президентских полномочий, особой важностью функций этого должностного лица, для осуществления которых необходимы большой жизненный опыт и навыки управленческой работы.

Конституция не предусматривает верхнего возрастного предела для кандидата в президенты (ранее он равнялся 65 годам).

Названными положениями исчерпываются конституционная регламентация способа избрания Президента и конституционные требования, предъявляемые к кандидатам на этот пост. Остальные вопросы, связанные с выборами, решаются в Федеральном законе «О выборах Президента Российской Федерации».

К условиям и порядку избрания Президента примыкает вопрос о процедуре вступления его в должность.

Практика показывает, что между подведением итогов выборов нового Президента и вступлением его в должность (инаугурацией) существует определенный переходный период. Он необходим для организационного завершения деятельности прежнего Президента и его Правительства и подготовки к выполнению государственных функций вновь избранным Президентом и его командой. В Федеральном законе о выборах Президента России установлено, что вновь избранный глава государства вступает в должность на тридцатый день со дня официального объявления Центральной избирательной комиссией результатов выборов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Полезно знать:

Защита прав потребителей в Корпорации «Центр»
Практически каждый день мы приобретаем различные товары и пользуемся теми или иными услугами. Однако далеко не всегда предоставляемые услуги и товары соответствуют желаемым требованиям и качеству. Так 5 августа 2010 года в Корпорации «Центр» Вотинцев Михаил Сергеевич приобрел стиральную машину марк ...

Неполное рабочее время
Неполнымрабочим временем называется рабочее время, продолжительность которого меньше, чем нормальное. В том случае, если работник в соответствии с законодательством (см. ст. 92 ТК) имеет право на сокращенное рабочее время, неполным будет считаться время меньшей продолжительности по сравнению с соот ...

Правовая природа принудительных мер медицинского характера
Вопрос о том, что включают в себя уголовно-правовые основания применения принудительных мер медицинского характера, в юридической литературе является дискуссионным. Одни авторы под ними понимают совокупность обстоятельств, которые определяют необходимость применения (либо неприменения) принудительн ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru