Федеральное собрание как представительный орган. Определите роль Российского парламента как представительного органа

Современное право » Отрасль конституционного права » Федеральное собрание как представительный орган. Определите роль Российского парламента как представительного органа

Страница 1

Ответ: Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепляет статус Федерального Собрания, что позволяет вести речь о конституционном статусе парламента.

Рассматривать и анализировать конституционно-правовой статус Федерального Собрания можно только в тесной связи с принципиальными положениями, содержащимися в Конституции Российской Федерации. Положения ст. 10 об осуществлении государственной власти в Российской Федерации на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную власть, а также ст. 11 об осуществлении государственной власти Президентом, Федеральным Собранием, Правительством, судами, характеризуют новый подход к определению места и роли представительного и законодательного органа Российской Федерации.

Анализ конституционных норм дает основание для выделения в статусе Федерального Собрания следующих элементов:

а) официальной конституционной характеристики Федерального Собрания как парламента России, как ее представительного и законодательного органа. Таков смысл нормы-дефиниции, содержащейся в ст. 94 Конституции Российской Федерации;

б) структуры парламента как двухпалатного органа;

в) порядка формирования Федерального Собрания;

г) порядка деятельности палат Федерального Собрания;

д) компетенции Федерального Собрания и его палат (особенно в сфере законодательства);

е) конституционных взаимоотношений Федерального Собрания с Президентом и Правительством страны.

Статус Федерального Собрания не исчерпывается конституционными нормами, скорее всего их следует рассматривать как основу его правового положения.

Конституция Российской Федерации (ст. 94) называет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — представительным и законодательным органом Российской Федерации. Современный парламент — это общегосударственный представительный орган, главная функция которого в системе разделения властей заключается в осуществлении законодательной власти.

Конституция Российской Федерации называет Федеральное Собрание представительным органом Российской Федерации. Это значит, что парламент Российской Федерации — выразитель интересов и воли народа, т.е. всей совокупности граждан Российского государства. Российский парламент формируется на основе всеобщего политического участия населения, прежде всего путем всеобщих выборов. Выборы как единственно возможный способ формирования представительного органа придают ему «авторитет всеобщности».

При рассмотрении представительной роли российского парламента необходимо учитывать и вопрос, связанный с федеративным характером государственного устройства, — представительство субъектов Федерации. Федеральное Собрание Российской Федерации состоит из двух палат: Государственной Думы с демократически избираемыми депутатами (путем всеобщих, прямых выборов) и Совета Федерации, формируемого из представителей от каждого субъекта Российской Федерации.

Доктрина конституционного права помимо законодательной выделяет и такую функцию, как контроль деятельности исполнительной власти.

Палаты Федерального Собрания наделены рядом полномочий, которые в совокупности составляют контрольную функцию парламента. К ним относятся: право осуществлять контроль исполнения бюджета, полномочие Государственной Думы решать вопрос о доверии Правительству, право ратификации международных договоров.

В Конституции РФ не содержится достаточно определенных положений о парламентском контроле, что ограничивает возможность законодательного регулирования тех полномочий депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, которые носят контрольный характер.

Наличие системы комитетов и комиссий является одной из особенностей внутренней организации парламента. В юридической литературе предлагается предоставить парламентским комитетам и комиссиям некоторые властные полномочия, не выходящие за пределы функций постоянно действующих органов палат Федерального Собрания как представительного и законодательного органа Российской Федерации. В качестве примера таких полномочий, приведем право комитетов и комиссий истребовать необходимую для осуществления возложенных на них задач информацию у государственных и общественных органов и должностных лиц.

Страницы: 1 2

Полезно знать:

Виды и система следственных действий
Процесс становления системы следственных действий складывался в России столетиями,1 и сегодня он выглядит следующим образом. В соответствии с нормами УПК РСФСР 1960 г. к числу следственных действий относились следующие: 1) допрос (свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых, экспертов); 2)оч ...

Европейский суд по правам человека
Условия принятий дел судом: дело принимается только тогда, когда были исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты. дело м.б. принято судом лишь в течение 6 месяцев с даты принятия окончательного внутригосударственного решения. суд рассматривает только те жалобы, которые направлены ...

Понятие и функции авторского права
Авторское право в объективном смысле представляет собой совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защи ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru