Принцип неприменения силы и угрозы силой в международных отношениях

Современное право » Принципы международного права » Принцип неприменения силы и угрозы силой в международных отношениях

Страница 1

В течение XX в. международное сообщество проделало большой путь в деле запрещения применения силы для достижения политических целей и разрешения межгосударственных споров. Если до Первой мировой войны война считалась законным методом осуществления власти государства, то после нее были предприняты попытки ограничить право на войну. Статут Лиги Наций запретил членам Лиги обращаться к войне в течение трехмесячного срока после провала переговоров по нахождению мирного решения спора. Статут предусматривал также возможность применения санкций в отношении тех членов Лиги, которые вступили бы в войну в нарушение его постановлений. Так, в 1939 г. Советский Союз был исключен из Лиги Наций за необоснованное применение вооруженной силы против Финляндии.

Начальный этап становления указанного принципа обычно связывают с принятием на Гаагских конференциях мира Конвенции о мирном решении международных столкновений (1907 г.) и Конвенции об ограничении применения силы при взыскании по договорным долговым обязательствам (1907 г.).

Особое значение в процессе формирования принципа неприменения силы имел Парижский договор об отказе от войны в качестве орудия национальной политики (Пакт Бриана - Кел- лога) 1928 г. В нем осуждалось обращение к войне для урегулирования всех разногласий. Участники Договора отказывались от таковой в своих взаимных отношениях в качестве инструмента национальной политики (ст. 1). Война, согласно этому документу, допустима лишь как орудие интернациональной политики, т.е. в общих интересах государств. Но эффективность Парижского договора была поставлена под сомнение событиями, приведшими ко Второй мировой войне.

Устав ООН, вступивший в силу 24 октября 1945 г., установил новые положения, которые выходили за пределы запретов, установленных Пактом Бриана - Келлога. Пункт 4 ст. 2 Устава ООН предусматривает: «Все члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, не совместимым с целями Объединенных Наций». Использование в Уставе термина «сила» значительно шире, чем «война». То есть запрещается не только применение вооруженной силы, но и невооруженное насилие.

Положения п. 4 ст. 2 Устава ООН были далее развиты и уточнены в таких документах, как Декларация о принципах международного права 1970 г., резолюция ГА ООН «Определение агрессии» 1974 г. (A/RES/3314(XXIX)), Декларация об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях 1987 г., а также в Заключительном акте СБСЕ 1975 г.

Декларация о принципах международного права 1970 г. выявляет следующие конкретные действия, которые запрещены в соответствии с п. 2 ст. 4 Устава ООН:

1. Агрессивные войны.

2. Угроза силой или применение силы с целью нарушения существующих международных границ другого государства (включая демаркационные линии) или в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных.

3. Репрессалии с использованием силы.

4. Использование силы с целью лишить народы их права на самоопределение и независимость.

5. Организация, поощрение организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого государства.

6. Организация, подстрекательство, помощь или участие во внутреннем конфликте или террористических актах на территории другого государства.

Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Определение агрессии» 1974 г. (A/RES/3314(XXIX)) подтверждает следующий, не являющийся исчерпывающим, перечень запрещенных действий:

1. Вторжение или нападение на территорию другого государства или любая военная оккупация, даже временная, являющаяся результатом такого вторжения или нападения или любая аннексия с применением силы против территории другого государства или части ее.

2. Бомбардировка вооруженными силами государства территории другого государства или применение любого оружия государством против территории другого государства.

3. Блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства.

Страницы: 1 2 3

Полезно знать:

Порядок ввода чрезвычайного положения
В соответствии со ст. 88 Конституции чрезвычайное положение на всей территории России или в ее отдельных местностях вводится указом Президента РФ с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. При этом если сообщение о введении чрезвычайного положения Государственной ...

Виды и формы международной ответственность
Виды: Материальная реституция – возмещение ущерба путем возврата похищенного. субституция – возврат незаконно захваченного товара аналогичным товаром, примерно такой же стоимости. репарации – возмещение ущерба деньгами (компенсация), товарами, услугами. чрезвычайная репарация – ограничение Го распо ...

Субъекты оценочной деятельности
Субъектами оценочной деятельности признаются физические лица (оценщики), являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями Федерального закона об оценочной деятельности в Российской Федерации. Оценщик может осущест ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru