Принцип равноправия и самоопределения народов

Современное право » Принципы международного права » Принцип равноправия и самоопределения народов

Страница 1

Как общепризнанный принцип право на самоопределение возникло благодаря Уставу ООН, в п. 2 ст. 1 которого используется формулировка «принцип равноправия и самоопределения народов». Его содержание раскрыто в ряде международных документов: Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г. (A/RES/1514(XV)), Декларации о принципах международного права 1970 г., Венской декларации и программе действий, принятой на Всемирной конференции по правам человека 1993 г., и др. На региональном уровне он получил отражение в Заключительном акте СБСЕ 1975 г. (принцип VIII «Равноправие и право народов распоряжаться судьбой»). Указанный принцип неоднократно подтверждался в международных договорах. Например, он включен в первые статьи Международных пактов о правах человека 1966 г., в ст. 20 Африканской хартии прав человека и народов 1981 г.

Исходя из содержания указанных документов, можно сформулировать основные положения, являющиеся элементами права на самоопределение:

а) каждый народ имеет право на самоопределение, которое должно уважаться всеми государствами;

б) оно должно осуществляться путем свободного волеизъявления, без какого бы то ни было вмешательства извне;

в) оно означает возможность выбора между внутренним самоопределением (в рамках данного государства, например получением статуса субъекта федерации, автономного образования и т.д.), отделением данного народа с созданием собственного государства или вхождением его на тех или иных условиях в другое государство, т.е. возможность выбора политического статуса, включая и выбор формы государства (формы правления, государственного устройства, политического режима);

г) оно означает выбор пути экономического, социального и культурного развития, т.е., в первую очередь, возможность выбора социально-экономического строя.

Эти элементы взаимосвязаны, и один выбор может предопределять другой.

Понятие «народ» в термине «самоопределение народов», используемом в ст. 1 Устава ООН, является более точным, чем понятие «нация», поскольку население территории может быть многонациональным либо еще не сложившимся в нацию. Народ, в отношении которого возникает проблема признания его международной правосубъектности, не просто население той или иной территории, некая сумма индивидов, на ней проживающих, а как минимум определенная экономическая и кулътурно-историческая целостность, осознающая свое единство.

Любое государство обязано уважать право народа на самоопределение. Необходимо учитывать, что на первом этапе развития этого принципа акцент делался на статус колониальных народов, и в практике ООН его обычно связывали с народами, находящимися под колониальным господством. Сегодня процесс деколонизации практически завершен, но принцип самоопределения народов не перестал из-за этого существовать.

На втором этапе вопрос о праве на самоопределение приобрел свою актуальность после распада СССР, Чехословакии, Югославии. Реализация этого права на практике в отдельных случаях привела к негативным последствиям — вооруженным конфликтам на территориях этих государств. Но в самой трактовке права на самоопределение этих негативных последствий не заложено.

Современное международное право не санкционирует и не поощряет какие-либо действия, которые вели бы к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства государств, соблюдающих принцип равноправия и самоопределения народов. Отделение не является обязательным элементом реализации права на самоопределение. Оно не должно осуществляться вне рамок права на самоопределение.

В ряде международных документов, раскрывающих содержание принципа равноправия и самоопределения народов (Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г. (A/RES/1514(XV)), Декларации о принципах международного права 1970 г., Венской декларации и Программе действий 1993 г.), отмечается, что этот принцип не должен истолковываться в ущерб территориальной целостности и политическому единству государств, которые обеспечивают представительство всех слоев населения в органах государственной власти без какой-либо дискриминации.

Страницы: 1 2 3

Полезно знать:

Принцип добросовестного выполнения международных обязательств
Данный принцип зародился достаточно давно в форме международного обычая и долгое время действовал как принцип pacta sunt servanda («договоры должны соблюдаться»). В современный период он превратился в договорную норму и нашел свое отражение в Уставе ООН (п. 2 ст. 2), Венских конвенциях о праве межд ...

Суть проблемы
В настоящее время криминологическая обстановка в Республике Беларусь и других странах СНГ характеризуется устойчивым ростом числа мошеннических действий со стороны коммерческих и общественных организаций, совершаемых при проведении специально организованных презентаций, выставок, лекций и т.п., кот ...

Международное судебное разбирательство. Международный Суд ООН
Понятие и особенности международного судебного разбирательства Международное судебное разбирательство — это разрешение споров между субъектами международного права, основанное на согласии заинтересованных сторон, постоянным судебным органом, состав и процедура которого не зависят от воли сторон и р ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru