Федеральное собрание как законодательный орган. Характеризуйте основы законодательного процесса в соответствии с Конституцией РФ

Современное право » Отрасль конституционного права » Федеральное собрание как законодательный орган. Характеризуйте основы законодательного процесса в соответствии с Конституцией РФ

Страница 1

Ответ: Парламент соединяет в себе функции представительного и законодательного органа. Конституция Российской Федерации устанавливает законотворческую деятельность в качестве основной функции Федерального Собрания, называя его законодательным органом. Причем только парламенту предоставлено право на законотворчество, что определяет его особую роль в осуществлении государственной власти. Федеральное Собрание принимает федеральные законы, имеющие высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Российской Федерации.

Законодательная деятельность сосредоточена в основном в Государственной Думе. В ч. 1 ст. 105 Конституции Российской Федерации сказано, что федеральные законы принимаются Государственной Думой. Хотя принятие законов отнесено к ведению Государственной Думы и составляет ее основную функцию, в законодательном процессе участвуют и Совет Федерации и Президент Российской Федерации.

Конституция РФ устанавливает основы законодательного процесса и определяет круг его субъектов. Более детально законодательный процесс определяется в Регламентах Государственной Думы и Совета Федерации. Регламент — нормативный правовой акт, определяющий с достаточной степенью детализации внутренний порядок деятельности палат. Регламент палаты — это внутренний закон парламента, существенная часть конституционного права. В Регламентах определяются полномочия органов Федерального Собрания, детализируется законодательный процесс, конкретизируются парламентские процедуры, устанавливается порядок работы палат.

Впервые Регламенты палат Федерального Собрания были приняты в 1994 г., затем они значительно обновлялись и в настоящее время действуют в редакциях 1996 г. (Совета Федерации) и 1998 г. (Государственной Думы).

С внесения законопроекта в Государственную Думу начинается законодательный процесс.

Согласно ч. 1 ст. 104 Конституции Российской Федерации право законодательной инициативы принадлежит Президенту, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, федеральному Правительству, законодательным (представительным) органам субъектов Федерации, а также Конституционному Суду, Верховному Суду и Высшему Арбитражному Суду по вопросам их ведения.

После принятия Государственной Думой федеральный закон передается на рассмотрение Совета Федерации (ч. 3 ст. 105 Конституции). В Конституции установлено, что Совет Федерации может в течение четырнадцати дней рассмотреть принятый Государственной Думой федеральный закон, одобрить его или отклонить. Часть принятых Государственной Думой законов, согласно Конституции, подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации. Это законы по вопросам:

- федерального бюджета;

- федеральных налогов и сборов;

- финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

- ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

- статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

- войны и мира;

- федеральные конституционные законы.

Для преодоления разногласий по федеральному закону, принятому Государственной Думой и отклоненному Советом Федерации, может быть создана согласительная комиссия (ч. 4 ст. 105). Поскольку в Конституции не указаны полномочия такой комиссии, они были определены Регламентами Государственной Думы и Совета Федерации. Согласительная комиссия создается на паритетных началах из членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. По результатам работы согласительной комиссии составляются протокол и таблица поправок, которые вместе с текстом федерального закона направляются в Совет Государственной Думы, который определяет дату повторного рассмотрения федерального закона в Государственной Думе.

Взаимодействие Федерального Собрания с представительными органами власти субъектов Российской Федерации и представительными органами местного самоуправления достаточно ограничено. Это взаимодействие выражается, в основном, в принятии законов в пределах совместного ведения Федерации и ее субъектов (п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезно знать:

Классификация преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства
Главой 29 открывается раздел о преступлениях против государственной власти. Родовым объектом этих преступлений являются общественные отношения, обеспечивающие стабильность и нормальное функционирование государственной власти в цело, а также её отдельных институтов и органов. Этот объект складываетс ...

Вымогательство как корыстное преступление: проблемы и актуальные вопросы
Развитие связей с зарубежными странами, фактически свободный оборот валюты внутри государства, акционирование крупных предприятий отдельными частными лицами и коммерциализация отношений в условиях противоречивости законодательства и слабости правоохранительных органов - идеальные условия для развер ...

Административно-правовые нормы. Структура
Административно-правовая норма – это нормативно-правовые, регулирующие отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в процессе осуществления государственной деятельности. Норма права по своему юридическому значению есть определенное правило ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru