Федеральное собрание как законодательный орган. Характеризуйте основы законодательного процесса в соответствии с Конституцией РФ

Современное право » Отрасль конституционного права » Федеральное собрание как законодательный орган. Характеризуйте основы законодательного процесса в соответствии с Конституцией РФ

Страница 2

Роль органов государственной власти субъектов федерации в рассмотрении проектов федеральных законов зачастую незначительна из-за отсутствия необходимой нормативной базы. В то же время учет мнения субъектов Федерации несомненно важен. Регламенты Государственной Думы и Совета Федерации предусматривают процедуры согласования федеральных законопроектов с субъектами Федерации. Но этим процедурам уделено явно недостаточное внимание, хотя механизм согласования является одной из основных форм учета интересов субъектов Федерации. Кроме того, регулирование данных процедур только Регламентами палат Федерального Собрания, по нашему мнению, недопустимо.

Согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти на всех стадиях законодательного процесса способствует не только повышению качества принимаемых законов, но и укреплению всей системы органов государственной власти в Российской Федерации.

Ответ: В рамках подотрасли конституционного законодательства "органы государственной власти" нами выделяется конституционный институт Правительства Российской Федерации. Это объясняется как его высокой современной ролью в государственном управлении страной, так и историческими правовыми традициями. В истории России трактовка верховной власти чаще всего допускала включение в нее и правительства в качестве составного элемента. Другие управленческие структуры рассматривались как проявление «подчиненного управления».

И в современных условиях подобное разделение должно быть проведено строго, поскольку общий правовой статус Правительства включает в себя нормы не только конституционного законодательства, но и административного, а также и иных отраслей. Что же составляет собственно конституционный статус Правительства? Ответ дан в научной литературе:

а) функционирование Правительства как самостоятельного государственного учреждения,

б) назначение Председателя Правительства с согласия Государственной Думы,

в) политические формы ответственности Правительства,

г) право Правительства на уход в отставку,

д) конституционно установленные формы участия Правительства в законотворческом процессе.

Естественно, такая характеристика отражает современный конституционный статус Правительства, поскольку объем его меняется.

Можно отметить, что конституционно-правовой статус Правительства Российской Федерации представляет собой совокупность ряда последовательных нормативных формул. Правительство Российской Федерации впервые названо в ст. 11 Конституции Российской Федерации в числе основных носителей государственной власти в России (Президент, Федеральное Собрание, суды Российской Федерации), осуществляющих государственную власть в Российской Федерации в соответствии с принципом разделения властей, закрепленным в ст. 10 Конституции. Статья 110 Конституции РФ конкретизирует место Правительства в системе государственной власти.

Из трех перечисленных в ст. 10 ветвей власти (законодательной, исполнительной и судебной) «исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации» (ч.1 ст. 110 Конституции). Казалось бы, все ясно в этой емкой формуле, традиционной для конституционно самостоятельного Правительства во многих государствах мира. Однако бытует мнение, что императивы «осуществляет» и «руководит» не равнозначны. Отсюда делают вывод, что руководит исполнительной властью Президент, а Правительство лишь осуществляет исполнительную власть «под руководством Президента». Хотя отечественная практика знает множество примеров такого руководства, однако, это не вытекает из конституционного статуса Президента (ст. 80 Конституции РФ).

Как глава государства Президент призван обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Обратим внимание, что в соответствии со ст. 78 (ч.4) Президент и Правительство обеспечивают осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации, что подчеркивает особое назначение этих органов в системе государственной власти.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Полезно знать:

Возбуждение гражданского иска прокурором
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина м ...

Иные аспекты правоприменения. Слияния и поглощения – эмпириорика исследования
После непродолжительного затишья слияния и поглощения возобновили свой рост. Как справедливо отмечает Ю.С. Сидоренко: "Слияния и приобретения, а также их разновидность - поглощения публичных компаний являются неотъемлемыми процессами любой рыночной экономики. Компании во всем мире стоят перед ...

Земельные участки
Земля является важнейшей разновидностью недвижимого имущества. В основе деления вещей на движимые и недвижимые лежит право собственности на землю, поскольку недвижимые вещи определяются прежде всего через связь с землей. Земля - это объект купли-продажи, удовлетворяющий различные реальные или потен ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru