К вопросу о раскрытии признаков государства в российской Конституции

Современное право » Понятие и признаки государства » К вопросу о раскрытии признаков государства в российской Конституции

Конституция Российской Федерации 1978 года тесно увязывала в единое целое два основных признака государства: "территория" и "суверенитет". Конституция и начиналась с провозглашения важнейшего исходного положения: Российское государство — это суверенное государство. Целая глава Конституции была посвящена характеристике главных свойств суверенного государства: самостоятельность и свободное осуществление всей полноты власти на территории страны; целостность и неотчуждаемость территории Российской Федерации; единство территорий Российского государства и др.

В Конституции Российской Федерации 1993 года все эти признаки суверенного государства отсутствуют. В первой статье Конституции даже не упоминается при определении Российской Федерации, что она является суверенным государством. Понятие "суверенное государство" вообще отсутствует. Правда, в преамбуле Конституции говорится о возрождении "суверенной государственности России", а в статье 4 — о "суверенитете Российской Федерации", но эти выражения имеют иное содержание.

Не фиксируется в Конституции и положение о том, что территории субъектов Федерации, "включаемые", согласно п. 1 статьи 66 Конституции в состав территории Российской Федерации, образуют единую территорию единого государства. А раз так, то стало возможным понимать территорию Российского государства как сумму территорий субъектов Федерации. И события показали, что такая возможность активно использовалась на практике при утверждении конституций в субъектах Федерации. В конституциях всех "суверенных" республик "забыли" написать о территории и суверенитете Российской Федерации. Конституция Кабардино-Балкарской Республики, например, относит к исключительному ведению республики "территорию" и "статус" республики, "защиту" ее "государственности". Грубо нарушается тем самым статья 71 Конституции Российской Федерации, согласно которой территория и федеративное устройство Российской Федерации относятся к исключительному ее ведению. Самопровозглашая свой суверенитет, все республики объявили территории республик своими территориями. Более того, Конституция Республики Татарстан содержит статью, объявляющую территорию республики "неприкосновенной" (статья 60). Установив верховную власть на "своей" территории, ряд республик закрепили в Конституции и право на отделение от России.

Отметим, вместе с тем, что многие края и области не пошли по этому пути, заняв принципиально иную, государственную позицию. Так, в Уставе Ярославской области зафиксировано, что территория Ярославской области является составной частью территории Российской Федерации, и что Ярославская область "не вправе выйти из состава Российской Федерации". В Уставе Ставропольского края также подчеркивается, что край является неделимой частью Российской Федерации и не имеет права выхода из ее состава. В Уставах Иркутской, Новгородской, Свердловской и других областей говорится, что территории этих областей являются "частью", "неотъемлемой частью", "составной частью" единой территории Российской Федерации. Нужно отметить, что конституция изобилует многочисленными неясностями, которые, как обычно бывает в России, будут разрешены только в самый момент крайней необходимости[6]

Из всего вышесказанного можно сделать выводы по параграфам: в первую очередь, мы отметили, что существует множество понятий, раскрывающих сущность термина "государство", во-вторых, как мы видим, существуют следующие теории происхождения государства:

- Теологическая

- Патриархальная

- Договорная

- Теория насилия

- Ирригационная

- Классовая

- Экономическая

- Специализации

Наконец, можно отметить, что в российской государственности существуют еще значительные пробелы в области четкого определения понятий, связанных с данной темой.

Итак, несмотря на значительные исторические основы в области исследования государства, его признаков, функций, наилучшей организации, Россия пока не смогла выбрать и в полной мере реализовать ни один из этих путей развития нашего общества, что отражается в не самой совершенной на данный момент Конституции.

Полезно знать:

Социальное партнерство государства и религиозных объединений
В настоящее время в России одним из основных направлений развития государственно-конфессиональных отношений является сотрудничество государства и религиозных объединений. Некоторые религиозные организации, особенно РПЦ, приобрели немалое политическое влияние и особый статус, несмотря на положения с ...

Практика подбора и зачисления кадров на государственную службу в Министерстве социальных отношения Челябинской области
Функции подбора и зачисления кадров в Министерстве социальных отношений Челябинской области находиться в ведении Отдела кадров. Перечень функций кадровой работы государственного органа приведен в ст.44 Закона о госслужбе он, в частности, включает: создание федерального кадрового резерва, кадрового ...

Иски о наследстве. Выморочное наследство
Надобность в судебной защите у наследника могла возникнуть или вследствие того, что кто-то не признавал тех прав, которые входили в состав наследства, или же вследствие того, что кто-то своим поведением нарушал или не признавал права данного лица как наследника. В первом случае в распоряжении насле ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru