Толкование норм таможенного права

Страница 1

Среди ученых-юристов нет единого подхода к проблеме видов толкования законов: одни говорят о нормативном толковании законодательных актов, о судебном и доктринальном их анализе, другие – об официальном, неофициальном и грамматическом толковании правовых предписаний, третьи – обо всех вместе взятых. Основываясь на имеющихся исследованиях и разработках, в таможенном праве можно говорить, прежде всего, об официальном и научном толковании законов.

Официальное толкование законов в рассматриваемой сфере – это прежде всего толкование их уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами. Этот вид толкования закрепляется в законодательном порядке и подлежит неукоснительному и бесспорному исполнению.

Официальное толкование бывает легальным и судебным.

Легальное толкование законов в таможенной сфере дается уполномоченными на то государственными органами и является обязательным для их применения к конкретным ситуациям. Особым видом официального толкования законов в таможенной сфере является судебное толкование, которое может даваться судом в ходе разрешения конкретного таможенного дела или случая, по которому этот закон применяется. Например, в Вестнике Высшего Хозяйственного суда Республики Беларусь разъясняется практика разрешения судебных споров с участием таможенных органов Республики Беларусь, а также обсуждаются вопросы совершенствования порядка проведения и контроля внешнеторговых операций. Здесь также освещаются проблемы применения таможенного законодательства Беларуси. Судебное толкование содержится в решениях или приговорах суда и обязательно лишь по рассмотренному таможенному делу (случаю). Практике известны факты толкования норм таможенного законодательства и другими государственными органами (например, ГТК организации работы своих служб), однако самостоятельным видом толкования законов в таможенной сфере является в первую очередь судебное толкование, поскольку решение либо приговор суда по разрешению таможенного дела (случая) приобретает властные очертания и даже некую законодательную силу; и оно в этом смысле не может сравниться с толкованием норм таможенного законодательства иными министерствами и ведомствами.

Наиболее распространенным видом толкования законов таможенной направленности сейчас является научное толкование, которое базируется на научных исследованиях, разработках и публикациях в области таможенного права, экономики таможенного дела, управления таможенными органами и т.д. Толкование законов, осуществляемое в монографиях, комментариях, в учебных пособиях по таможенному праву, играет большую роль для совершенствования действующего таможенного законодательства, рационализации работы ГТК, его управлений, служб, таможенных постов и других и укрепления законности и правопорядка в таможенной области. Этот вид толкования законов неофициальный, и он не имеет обязательного юридического значения для таможенных и иных государственных органов и должностных лиц, применяющих нормы таможенного права. Представители этих органов, сотрудники, юристы, таможенные агенты и другие в ходе своей правоприменительной деятельности, безусловно, обязаны знать последние достижения науки и мнения ученых в таможенной сфере, но в процессе своей повседневной деятельности они должны опираться на законы и иные акты, обязательные для исполнения всеми. Научное толкование указанных законов могут давать не только ученые-юристы, и оно может отражаться не только в научных источниках, книгах и т.д. Научное толкование актов по таможенному праву и таможенному делу в целом может осуществляться начальниками таможенных служб, юристами, инспекторами, экспертами в их статьях, выступлениях и т.д. Например, в таможенных органах консультирование любых заинтересованных лиц по вопросам таможенного дела (а в этом случае присутствует и толкование актов, документов…) осуществляют специально уполномоченные должностные лица таможенных органов. Консультирование является платным. Консультация производится в устной или письменной форме. Устные консультации производятся в порядке очередности в пределах отведенного для консультирования времени. Консультации в письменной форме – на основании поданной заявке установленного образца. Ответ дается не позднее 30 дней со дня получения заявки. Срочные письменные консультации предоставляются в течении 7 дней. Должностное лицо таможенного органа при даче консультации не вправе вносить изменения и дополнения в представленные документы, совершать на документах распорядительные надписи, давать разъяснения по вопросам, связанным с привлечением лиц к административной и уголовной ответственности, связанным с обжалованием решений таможенных органов, не входящим в компетенцию таможенных органов. При консультировании должностные лица таможенных органов не проверяют от имени таможенного органа декларации и иные документы, которые подлежат представлению в таможенный орган. Консультирование, связанное с заполнением указанных деклараций и документов, оказывается только в устной форме, без проверки информации, предоставленной заинтересованным лицом. Если подобное консультирование носит научный характер, основано на достоверном анализе норм права, фактов, то оно тоже может рассматриваться как научное толкование и использоваться в ходе применения норм таможенного права.

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезно знать:

Внутрисемейные насильственные преступления
В 2001 г. исполняется четверть века, как в России появились первые криминологические публикации, специально посвященные насильственным преступлениям против членов семьи. Насилие в семье интенсивно исследуется во многих странах. В последние десять лет в мировом сообществе это явление в силу его знач ...

Государственное предпринимательство
Предпринимательство является сердцевиной экономики, а экономика в свою очередь, служит основой для всех общественно-политических и социальных процессов, происходящих в обществе. Система же правовых регуляторов экономической деятельности немыслимы без активного участия органов государства и местного ...

Организация работы и аппарат суда
Конституционный Суд РФ рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат Конституционного Суда. Конституционный Суд состоит из двух палат, включающих в себя соответственно десять и девять судей Конституционного Суда. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, по ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru