Защита жертв войны

Страница 1

Термин «жертвы войны» впервые был введен в теорию и практику международных отношений в процессе разработки Конвенций от 12 августа 1949 г. о защите жертв войны и принятии их на Женевской дипломатической конференции 21 апреля – 12 августа 1949 г. В последующем в процессе работы очередной Дипломатической конференции по вопросу о подтверждении и развитии международного гуманитарного права, применяемого в период вооруженных конфликтов, 1974-1977 гг. были приняты Дополнительные протоколы I и II, в полном названии которых также употребляется этот термин.

Судя по названию четырех Женевских конвенций о защите жертв войны, не трудно понять, кто является объектом их защиты:

а) раненые и больные в действующих армиях (Женевская конвенция I);

б) раненые, больные и лица, потерпевшие кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море (Женевская конвенция II);

в) военнопленные (Женевская конвенция III);

г) гражданское население (Женевская конвенция IV).

В Дополнительном протоколе I раскрывается содержание этих понятий.

В частности, «раненые и больные» означают лиц, как военнослужащих, так и гражданских, которые вследствие травмы, болезни, или другого физического или психического расстройства или инвалидности нуждаются в медицинской помощи или уходе и которые воздерживаются от любых враждебных действий.

В содержание этого понятия включаются также роженицы, новорожденные дети и другие лица, которые нуждаются в медицинской помощи или уходе, например беременные женщины или немощные, и которые воздерживаются от любых враждебных действий.

К «лицам, потерпевшим кораблекрушение», относятся как военнослужащие, так и гражданские, которые подвергаются опасности на море или в других водах в результате несчастья, случившегося либо с ним, либо с перевозившим им судном или летательным аппаратом, и которые воздерживаются от любых враждебных действий. Они продолжают считаться потерпевшими кораблекрушение во время их спасения до тех пор, пока они не получат другой статус в соответствии с Конвенциями о защите жертв войны или Протоколом I при условии, что они продолжают воздерживаться от любых враждебный действий (ст. 8).

Наиболее уязвимыми категориями являются военнопленные и гражданское население. Рассмотрим данные категории более подробно.

Женевская конвенция об обращении с военнопленными (Женевская конвенция III) подробно регламентирует правила обращения с военнопленными с момента попадания в плен до репатриации из плена. В ней закреплены правила в отношении личных вещей военнопленного, создания лагерей для военнопленных, их интернирования, питания, одежды, гигиены и медицинской помощи, медицинского и духовного персонала для военнопленных, правила об отправлении религиозных обрядов. Специальные статьи посвящены дисциплине в лагерях, сохранению воинских званий, привлечению военнопленных к работам и оплате этого труда, сношения военнопленных с внешним миром.

Особая часть конвенции посвящена взаимоотношениям военнопленных с властями. Она содержит правила подачи жалоб по поводу режима плена, причем военнопленные (кроме лагерей для офицеров) каждые 6 месяцев избирают доверенных лиц, которые представляют их интересы. В офицерских лагерях таковым является старший по званию. Рассматриваемая конвенция подробно регламентирует наложение уголовных и дисциплинарных взысканий. Ст. 82 закрепляет: «Военнопленные подчиняются законам, уставам и приказам, действующим в вооруженных силах держащей в плену Державы». Другие нормы устанавливают недопустимость коллективных наказаний за индивидуальные проступки, телесных наказаний, лишения дневного света. Более того, нормы Женевской конвенции III ориентируют воюющих в каждом конкретном случае рассматривать возможность замены судебного преследования и наложения уголовного наказания мерами дисциплинарного взыскания.

Под военным пленом понимается ограничение свободы лиц, принимавших участие в военных действиях, в целях пресечения их дальнейшего участия в вооруженной борьбе. «Военнопленными», как правило, становятся комбатанты, которые попадают во власть противной стороны (п. 2, ст. 44 Дополнительного протокола I). Военнопленными считаются также лица: следующие за вооруженными силами, но не входящие в их состав непосредственно (ст. 4 а, параграф 4 Женевской конвенции III), они должны иметь специальное удостоверение личности; входящие в экипажи судов торгового флота, которые не пользуются более благоприятным обращением (ст. 4 а, параграф 5 Женевской конвенции III); население неоккупированной территории, которое при приближении неприятеля стихийно, по собственному почину берется за оружие для борьбы с вторгающимися войсками, не успев сформироваться в регулярные войска, если открыто носит оружие и соблюдает законы и обычаи войны (ст. 4 а, параграф 6 Женевской конвенции III). Если на оккупированных территориях оккупирующая держава решит по соображениям безопасности интернировать личный состав вооруженных сил, вернувшийся к гражданской жизни, она должна обеспечить ему статус военнопленных. Вместе с тем нейтральная держава, которая интернирует военнослужащих, оказавшихся в поисках укрытия на ее территории, должна при отсутствии более благоприятного обращения предоставить им обращение, предусмотренное для военнопленных (ст. 4 в, параграфы 1 и 2 Женевской конвенции III).

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезно знать:

Особенности социально-экономических процессов на региональном уровне
Тенденции и темпы социально-экономического развития как Российской Федерации, так и ее регионов зависят от большого количества факторов (показателей). Базовыми индикаторами комплексной оценки уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации по официальной методике являются: 1 ...

Отграничение нарушения правил охраны труда от смежных составов преступлений
Состав ст.143 УК РФ следует отличать от специальных норм, предусматривающих уголовную ответственность за нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст.215 УК РФ), нарушение правил безопасности ведении горных, строительных или иных работ (ст.216 УК РФ), нарушение правил безопаснос ...

Африканская комиссия и Африканский суд по правам человека
Основой региональной системы защиты прав человека на Африканском континенте служит разработанная и принятая в рамках Организации Африканского Единства Африканская Хартия прав человека и прав народов, цель, которой - содействие развитию уважения прав человека и их защита на африканском континенте. Х ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru