Защита жертв войны

Страница 2

Под началом военного плена следует понимать захват комбатанта противника (принудительное лишение возможности оказывать сопротивление) либо его добровольную сдачу в плен (оставление оружия, поднятые вверх руки, выброшенный белый флаг и др. конклюдентные действия). Может иметь место коллективная сдача в плен в результате местной или общей капитуляции. Военный плен не имеет карательного или позорящего характера, его единственная цель – обезвредить комбатанта и лишить его возможности снова участвовать в военных действиях. Лица, которые сдаются либо вышли из боя в результате ранения или болезни, потерпели кораблекрушение, не должны подвергаться нападению. Со своей стороны они должны воздерживаться от любого враждебного акта и не пытаться совершить побег (ст. 4, п. 1 и 2 Дополнительного протокола II).

Лагеря для военнопленных должны размещаться на суше, за исключением случаев, когда существуют иные, более благоприятные условия временного размещения (например, для военнопленных лагерь на отапливаемом судне лучше, чем палатки на открытой местности в необычно холодном климате) – ст. 22 Женевской конвенции III. Лагеря для военнопленных не могут быть размещены в районах, подвергающихся опасности из зоны боевых действий. Соответственно, если возникает такая опасность, сам лагерь или, по меньшей мере, военнопленные должны быть эвакуированы в другой район (ст. 23 Женевской конвенции III). Удерживающая в плену держава должна предоставить всем заинтересованным сторонам (воюющим, а при необходимости и нейтральным) при посредничестве державы-покровительницы сведения, относящиеся к географическому положению лагерей для военнопленных (ст. 23 Женевской конвенции III).

Лагеря для военнопленных необходимо оборудовать убежищами на случай воздушных бомбардировок и других опасностей войны так же, как это предусмотрено для защиты местного гражданского населения (ст. 23 Женевской конвенции III). Лагеря могут быть обнесены оградой и находиться под охраной (ст. 21 Женевской конвенции III).

Помещения для женщин необходимо отделить от помещений для мужчин. Женщины находятся под непосредственным наблюдением женщин (ст. 25 Женевской конвенции III). Помещения для детей должны быть отделены от помещений для взрослых, кроме случаев, когда вместе размещена семья (ст. 77 Женевской конвенции III). Для отправления религиозных обрядов нужно выделить соответствующие помещения (ст. 34 Женевской конвенции III).

Принципы обращения с военнопленными изложены в ст. 12, 13, 21 Женевской конвенции III и состоят в том, что по отношению к ним следует проявлять гуманность при любых обстоятельствах.

Военнопленные находятся во власти удерживающей их в плену державы, которая несет ответственность за обращение с ними, независимо от того, находятся они в лагере или вне его. Военнопленные пользуются защитой от актов насилия, запугивания, оскорблений или любопытства толпы; применение к ним репрессалий воспрещается (ст. 13 Женевской конвенции III). Они имеют право на уважение их личности и чести (ст. 14 Женевской конвенции III). Удерживающая в плену держава должна со всеми военнопленными обращаться одинаково с учетом:

а) положений Женевской конвенции об обращении с военнопленными 1949 г. и I Дополнительного протокола 1977 г. к Женевским конвенциям, относящихся к их званию, возрасту, полу;

б) привилегированного режима, предоставленного в зависимости от состояния здоровья, возраста, профессиональной квалификации. С женщинами и детьми следует обращаться с особой гуманностью.

По прибытии военнопленных в лагерь должен быть составлен их список (ст. 20 Женевской конвенции III) и идентифицированы их личности (ст. 17 Женевской конвенции III). В случае сомнений относительно того, имеет ли захваченное лицо право на статус военнопленного, этот статус устанавливается компетентным судебным органом. Вместе с тем это может быть орган административной юстиции (ст. 5 Женевской конвенции III, ст. 45-47 Дополнительного протокола I). Все это вызывает необходимость размещения военных судов вблизи мест расположения лагерей для военнопленных.

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезно знать:

Законодательные концепции развитияздравоохранения
Федеральный закон принят Государственной Думой 15 ноября 2013 года и одобрен Советом Федерации 20 ноября 2013 года. Справка Государственно-правового управления Федеральным законом в ряд законодательных актов, регулирующих или затрагивающих сферу охраны здоровья граждан, вносятся изменения, в соотве ...

Способы принятия наследства
В момент открытия наследства у лица, призванного к наследованию, возникает право на принятие наследства (так это право названо в ст. 1156 ГК РФ) или право наследования (так оно названо в ст. 1117, 1150, 1161 ГК РФ). Поскольку для возникновения у лица этого права необходимо не только открытие наслед ...

Что тайной быть не может? Что можно засекретить
Перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, указан в ст.5 Закона N 98-ФЗ. Так, Законом запрещено скрывать данные, содержащиеся в учредительных документах, о должностных лицах, которые могут действовать от имени фирмы без доверенности, о нарушениях законодательства и привлечен ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru