Защита жертв войны

Страница 4

Уголовное преследование военнопленных, как указано в ст. 99 III Женевской конвенции, возможно за правонарушения, предусмотренные действующим в момент их совершения законодательством удерживающей в плену державы или нормами международного права. Лица, на которых распространяется режим военного плена, могут быть интернированы, но не могут быть наказаны в уголовном порядке, пока не будут признаны виновными в совершении военных преступлений. Наиболее важной отличительной чертой правового статуса военнопленного является запрещение наказания лишь на том основании, что соответствующее лицо принимало участие в военных действиях. Военнопленный может содержаться в предварительном заключении не более трех месяцев. Этот срок должен засчитываться в срок лишения свободы, к которому он будет приговорен. Решение таких вопросов (о зачете предварительного заключения) должно быть указано в резолютивной части обвинительного приговора.

Военнопленный имеет право: пользоваться услугами квалифицированного адвоката по своему выбору (либо будет назначен адвокат удерживающей в плену державы); требовать вызова в суд свидетелей; прибегать к услугам компетентного переводчика; подавать апелляционную или кассационную жалобу на вынесенный ему приговор или просить о пересмотре дела. Приговор в отношении военнопленного должен быть вынесен теми же судами и в том порядке, какие установлены для военнослужащих удерживающей в плену державы (ст. 102 Женевской конвенции III). Осужденные военнопленные отбывают наказания в тех же учреждениях и в тех же условиях, что и лица из состава вооруженных сил удерживающей в плену державы (ст. 108 Женевской конвенции III). В случае вынесения военнопленному смертного приговора последний приводится в исполнение не ранее чем через шесть месяцев со дня получения державой-покровительницей сообщения, содержащего текст приговора, отчет о предварительном следствии и суде, с указанием места, где приговор будет приводиться в исполнение (ст. 101, ст. 107 Женевской конвенции III).

В процессе кодификации и прогрессивного развития международного права попытки ввести институт военного плена в контекст внутренних вооруженных конфликтов предпринимались неоднократно. В Дополнительном протоколе II нет специальных норм, направленных на защиту комбатантов противника, и правовой статус таких лиц, находящихся во власти противника, определяется ст. 4-6 этого Протокола. Сдающийся в плен или вышедший из строя вследствие ранения или болезни, в том числе находящийся в бессознательном состоянии, комбатант может быть объектом нападения, поскольку в Дополнительном протоколе II нет соответствующих запретительных норм. У захваченных комбатантов имеется шанс на спасение от репрессивных мер со стороны государства по амнистии (п. 5 ст. 6 Дополнительного протокола II) по окончании боевых действий. Представляется, что во внутригосударственном вооруженном конфликте, коль скоро захват комбатантов противника неизбежен, должны применяться нормы, сформулированные в разделе II Дополнительного протокола I (ст. 43-47), по аналогии.

Здесь приведены далеко не все условия содержания и права военнопленных, которые закрепляет Конвенция, но в целом их можно охарактеризовать как гуманные, за нарушения которых военнопленные вправе обращаться к державе-покровительнице или в Общество Красного Креста.

Таким образом, военнопленные лица, принадлежащие к вооруженным силам, а также входящие в ополчение, добровольческие отряды, участники организованного движения сопротивления, восставшее население, а также другие лица, оказавшиеся во власти противника.

Правовое положение военнопленных регулируется Положением о законах и обычаях сухопутной войны, являющимся приложением к 4-й Гаагской конвенции 1907 г., Женевской конвенцией 1949 г. и Дополнительными протоколами к ней 1977 г., другими международными соглашениями об обращении с военнопленными.

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезно знать:

Юридическая процедура признания гражданина безвестно пропавшим или объявление гражданина умершим по ГПК РФ
До 1964 г., вопрос о признании гражданина безвестно отсутствующим и объявлении гражданина умершим не был предметом судебного рассмотрения и решался в нотариальном порядке. ГПК РСФСР 1964 года, затем ГПК РФ 2002 года установили порядок судебного признания гражданина безвестно отсутствующим или объяв ...

Роль и значение Указов Президента РФ как источники права социального обеспечения
Президент РФ как гарант Конституции обеспечивает социальные права граждан России с помощью Указов. Указы Президента РФ касаются широкого круга вопросов сферы социального обеспечения, это и поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, установление государственных п ...

СМИ как институт современной демократии
Интеграция общества в современном мире неотделима от демократического процесса. СМИ выступают основным гарантом информационного обеспечения этого процесса, прежде всего, за счет максимально полного информирования граждан о всех наиболее значимых процессах и явлениях, происходящих в обществе, о пози ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru