Правовой статус комбатантов в деятельности органов внутренних дел в вооруженных конфликтах

Современное право » Аспекты правового статуса сотрудников органов внутренних дел России в вооруженных конфликтах » Правовой статус комбатантов в деятельности органов внутренних дел в вооруженных конфликтах

Страница 1

С формально-правовой точки зрения договоры по международному гуманитарному праву, участником которых является Россия, адресованы Вооруженным Силам государства, которые составляют основу обороны Российской Федерации. Именно вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения агрессии, вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации (ст. 10 Федерального закона «Об обороне» РФ).

В тоже время к обороне государства в соответствии со ст. 1 п. 5 этого закона привлекаются внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, именуемые в законе как «другие войска» (относятся также войска гражданской обороны), а для выполнения отдельных задач в области обороны – воинские формирования (инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти) и органы (Служба внешней разведки Российской Федерации, органы федеральной службы безопасности, федеральный орган специальной связи и информации, федеральные органы государственной охраны, федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации), а также создаваемые на военное время специальные формирования.

Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы выполняют задачи в области обороны в соответствии с Планом применения Вооруженных Сил РФ (ст. 1 п. 7 Федерального закона «Об обороне»). Из этого факта вытекает, что в случае возникновения международного вооруженного конфликта с участием России на внутренние войска МВД России как законных участников боевых действий (комбатантов, некомбатантов) будут в полном объеме распространяться принципы и нормы международного гуманитарного права.

В недалеком прошлом военнослужащие внутренних войск НКВД СССР и сотрудники органов внутренних дел принимали активное участие в боевых действиях против фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны, на начало которой Советский Союз был участником практически всех действующих на тот время международно-правовых документов, относящихся к международному гуманитарному праву, за исключением Конвенций о военнопленных 1929 г. Поэтому с юридической точки зрения на личный состав внутренних войск, структурно входивших в Красную Армию с 1939 г., а также сотрудников внутренних дел, участвующих в боевых действиях против вражеских войск в составе истребительских батальонов (полков), партизанских отрядов или в рядах Красной Армии, распространялся правовой статус комбатантов (ст. I, III Положения о законах и обычаях сухопутной войны).

Великая Отечественная война внесла существенные изменения в несение службы внутренними войсками. Главным видом их деятельности по-прежнему являлось выполнение специальных задач. Вместе с тем, как и в годы Гражданской войны, многие соединения, части, подразделения и военнослужащие войск, особенно в трудные для страны 1941-1942 гг., принимали участие в боевых действиях. Активно сражались против фашистов и сотрудники органов внутренних дел.

Внутренние войска МВД СССР и органы внутренних дел в 80-х гг. ХХ в. принимали активное участие в вооруженных конфликтах за пределами территории своего государства, на боевые действия которых также распространялись нормы международного гуманитарного права. Речь идет об Афганистане, куда в 1979 г. по просьбе правительства этого государства был введен Ограниченный контингент советских войск и направлена группа советников по военным и другим вопросам. Участие в афганской войне по оказанию помощи противоборствующим сторонам таких великих держав, как СССР и США, фактически превратило ее в международный вооруженный конфликт.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезно знать:

Место гражданского процессуального права в системе российского права
Если говорить о месте гражданского процессуального права в системе российского права, то наиболее близкими отраслями, от которых необходимо отграничить гражданское процессуальное право, являются арбитражное процессуальное право и гражданское право. В российской процессуальной науке не сложилось еди ...

Третьи лица, их виды
В ст.34 ГПК РФ к числу лиц, участвующих в деле, отнесены третьи лица. Как и стороны, третьи лица в гражданском процессе могут появиться только в исковом производстве. Сторон в исковом производстве бывает только две. В связи с этим третьим участником гражданского процесса может стать третье лицо. От ...

Ответственность в праве интеллектуальной собственности. Уголовное законодательство и защита интеллектуальной собственности
Знаменательное событие введения с января 2008 г. четвертой части Гражданского кодекса РФ "Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации" в законодательный оборот обусловливает необходимость реализации на практике нормативных предписаний, определенных правом ...

Принципы международного права

Принципы международного права

Особенностью системы современного международного права является наличие в ней комплекса основных принципов, обладающих высшей политической, моральной и юридической силой. Основные принципы международного права - это нормы международного права, которые в его системе занимают особое место вследствие присущих им особенностей.

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.restofunt.ru